Пиво на троих

Есть повод вспомнить о пиве! Правда, спешить в гастроном необязательно. Можно просто обсудить новость: три страны Таможенного союза затеяли спор о статусе хмельного продукта...

Есть повод вспомнить о пиве! Правда, спешить в гастроном необязательно. Можно просто обсудить новость: три страны Таможенного союза затеяли спор о статусе хмельного продукта. В России, к примеру, пиво считается алкогольным напитком. А вот белорусскую сторону больше устраивает емкое понятие «пивоваренная продукция». Между тем на повестке дня — обсуждение проекта технического регламента «О безопасности алкогольной продукции». Позиция Беларуси: исключить упоминание пива из проекта документа, разработать отдельный «пивоваренный» техрегламент. Спорят технологи, парламентарии, санитары–гигиенисты. Не могли остаться в стороне от дебатов и авторы нашей полемической рубрики: сели за стол и ну потчевать друг друга пинтами резонов, постепенно повышая градус дискуссии. «Третьим» в этих «посиделках» вполне мог бы стать и ты, читатель. Принимаются любые дозы аргументов. Тут главное знать меру, не перебрать...


Стандартов много не бывает


Давай послушаем озабоченных пивоваров и допустим, что их продукция — вовсе не алкоголь. В таком случае инспектор ГАИ будет вынужден пожелать счастливого пути водителю, до глаз налитому этим безобидным напитком. Или, скажем, вдребезги пьяный гражданин, прилюдно справляющий нужду, — его тоже можно простить, если выяснится, что до скотского состояния он напился «пивоваренной продукцией», а вовсе никаким не алкоголем.


Раздражают двойные стандарты! Как выпить пивка за рулем или в парке, так ни–ни. Мол, жутко опьяняющая штука. Тут же призываются эксперты, трубящие об опаснейшем пивном алкоголизме. А вот если речь об удорожании производства этой «штуки», о возможном падении прибылей пивзаводов — немедленно начинаются разговоры, что несправедливо и даже как–то странно причислять сей невинный напиток к спиртосодержащим жидкостям. Опять возникают эксперты, теперь уже по экономике, рассуждающие о необходимости придать пиву некий «особый статус». Мне вот абсолютно все равно, чем был опьянен нетрезвый хулиган, давеча разбивший окно в подъезде, — дорогой водкой или дешевой, но статусной «Криницей».


Я считаю, что надо быть последовательными. Сказав А, следует говорить Б. И если уж пиво приравнено к прочему алкоголю по уровню общественной опасности (что, безусловно, правильно), то оно должно признаваться таковым в любых ситуациях, без учета рыночной конъюнктуры и коммерческих выгод.


Конечно, интерес белорусских пивзаводов понятен — они, как и всякий производитель, будут настаивать на почти абсолютной безвредности своей продукции. Потому что это их хлеб, и отнюдь не жидкий. Но тут стоит взглянуть на показательный пример табачных фабрик, которые не пытаются состроить благородную мину насчет сомнительных изделий. Они честно согласились со всем миром, что табак в целом — зло, и не пробуют доказать, сколь мало никотина содержится в сигаретах той или иной марки. А ведь тоже могли бы заявить, что есть особенные маловредные папиросы, которые пахнут фиалками...


Почему для пива в отличие от других алкогольных напитков нужно сделать исключение? Сторонники этой позиции приводят странный, на мой взгляд, аргумент: дескать, этиловый спирт в пиве образуется не искусственным доливом, а путем естественного брожения. И что? Итог двух процессов одинаков, и способ получения спирта никак не придает ему лечебных свойств: он так же разрушающе действует и на печень, и на мозги.


Еще они говорят, что перевод пива в разряд алкогольной продукции, как это сделано в России, заставит отказаться от полиэтиленовых бутылок. Придется выпускать «народный напиток» исключительно в стеклянной таре. Я на это скажу — и слава богу! Тот производитель, который на деле печется о здоровье потребителя, должен был сам давно послушать врачей и отказаться от токсичных ПЭТ–бутылей. Но не может — полиэтилен дешев, а как раз все усилия пивных предприятий сейчас направлены на то, чтобы не допустить удорожания своей продукции. «Интерфакс» приводит слова начальника сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгоспищепром» Евгения Марьюшича, озабоченного повышением акцизов на пиво: «Нынешнее повышение ставки акциза, а следовательно, и стоимости пива может привести к снижению потребления пива... Так, за сентябрь реализация пива на внутреннем рынке Беларуси даже с учетом импортного пива снизилась на 17 процентов». Опять хочется воскликнуть: ну наконец–то! Наконец–то у нас начинают относиться к этому напитку бережно, потребляя его бутылками и кружками, а не литрами и цистернами. Согласись, что выпить бутылочку хорошего пива в жаркий денек — совсем не то же, что «высосать полторашку, шоб быстрей вставило». Между тем пивзаводам милее все–таки второй вариант, отсюда постоянное увеличение объема бутылей. Таким образом пиво — усилиями самих же пивоваров — низводится до уровня дешевого пойла, которое пьют не для наслаждения солодовым ароматом и хмелевой горечью, а чтобы скорее опьянеть.


Вещи нужно называть своими именами, а не кокетничать, пытаясь выдать алкоголь — хотя и малоградусный — за особый нектар, которому не писаны общие правила. Так, чего доброго, виноделы тоже скажут, что их продукция — из настоящего винограда, производители коньяка расскажут об эксклюзивных дубовых бочках, а потом уж и водочная отрасль вспомнит, что использует экологически чистые зерно и воду. И все на этих основаниях потребуют к себе исключительных подходов. Далеко ли мы уедем с такой многоголосицей?


Мне кажется, Таможенный союз создавался для того, чтобы на территории трех стран действовали одинаковые правила для всех людей, заводов и магазинов. И сейчас Беларуси как одному из инициаторов этого союза негоже выторговывать привилегии для одного из своих напитков, который упорно не хочет сознаваться в том, что он — алкогольный.


Прогноз:


Белорусское пиво приведут к единому знаменателю с аналогичной продукцией России и Казахстана. Да, после этого оно будет стоить дороже, что значительно снизит его массовое потребление. Для пивоваров это будет печально, для здоровья нации — превосходно.


Градус конкуренции


Раз уж пошло такое обоюдоострое обсуждение проекта «алкогольного» техрегламента, позволь проставить тебе несколько бокалов... дельных соображений. Мой первый тост: «За пиво — меньшее из всех пьяных зол!» В принципе, если захотеть, то демонизировать, объявить ядом, наркотиком и т.п. можно любой продукт. У вегетарианцев спроси — они большие мастера этого жанра. Но узок их круг, страшно далеки они от народа. Впрочем, как и чистой минеральной воды трезвенники. Посему, раз уж в наших пенатах с их незыблемыми питейными традициями увильнуть от застолий удается разве что пионерам да пациентам доктора Хадоркина, то лучше уж маршировать на запах пивных дрожжей.


Возможно, в таком решении тебя утвердит мнение наших экспертов? Цитирую по официальной записке Минэкономразвития, разъясняющей позицию белорусской стороны: «Пиво по ряду характеристик существенно отличается от продукции, которая традиционно относится к алкоголю... Этиловый спирт в пиве образуется только путем естественного брожения, что сводит к минимуму возможности фальсификации пива или его подпольного производства, а следовательно, нет необходимости применять повышенные меры контроля за производством».


Так что если хочешь остаться в здравом уме, твердой памяти даже на самой клевой рыбалке — откупоривай пивко да пригубливай себе помаленьку. Пользуйся моментом, пока стараниями водочных лоббистов из стран с суровым климатом «жидкий хлеб» из народного европейского напитка не превратился в удовольствие для избранных.


Ясно же заявил упомянутый тобой Евгений Марьюшич: «Около 80 процентов пивного рынка Беларуси занимает продукция, упакованная в ПЭТ–тару. Если пиво будет приравнено к алкоголю, производителям придется перепрофилировать производственные площадки для изготовления специальных стеклобутылок». По оценке эксперта, общая сумма инвестиций в переоснащение пивзаводов составит не менее 450 миллионов долларов. Такие затраты приведут «к увеличению сроков окупаемости, снижению производства и закрытию некоторых производственных площадок».


Но это еще не «все вытекающие» из возможного уравнивания пива с алкоголем. Исполнительный директор белорусской «Гильдии пивоваров» Владислав Скребцов прогнозирует, что отрасль окажется в губительных для нее железных законодательных рукавицах: «У нас очень жесткие законы, регулирующие оборот алкогольной продукции: алкоголем разрешено заниматься не каждому. А пиво в Беларуси рассматривается как продукт пивобезалкогольной отрасли».


И созрел у меня, Роман, еще тост: «За утоление жажды!» Ведь многие, увидев однажды на прилавке пиво по жутко пафосной цене, устремятся топить потребительский шок в более плодово–выгодных субстанциях. А наутро — поиски рассола, похмелье... А тут еще с 1 ноября, опять же в интересах Таможенного союза, повышаются акцизы не только на «чернила» и водку, но и на пиво. В случае с «жидким хлебом» — до 1.330 рублей (на 33 процента). Доля акцизов в стоимости пива составляет примерно 20 процентов, при каждом очередном повышении этот показатель тоже возрастает. Вот и считай...


Кстати, почему ты не до конца процитировал Евгения Марьюшича? Посетовав на нынешнее повышение ставки акциза в Беларуси, он, между прочим, сослался на опыт России, в которой пивной рынок после резкого повышения акциза сразу упал на 20 процентов.


Да, я вижу на твоем лице торжествующую ухмылку поборника «сухого закона» — бессмысленного и беспощадного. Но ведь пьянство такими методами не искоренить! Если ставки акцизов будут расти, то пиво по стоимости может сравняться с водкой. Между тем в европейских странах ставки акцизов на пиво и алкоголь разнятся в соотношении 1:3, а в Германии и вовсе счет 1:7,5 в пользу завсегдатаев разных там «октоберфестов». Как результат — немцы, скандинавы, чехи, поляки предпочитают нелегальным тусовкам на лавочках посиделки в тавернах и пабах.


Есть и еще один аспект проблемы. По словам генерального директора ОАО «Пивзавод Оливария» Михаила Чеченева, если упадут объемы производства, то снизятся налоги в бюджет. И это когда страна переживает трудности в финансовом секторе?!


Отсюда — заключительный мой тост: «За чувство меры!» Ультиматум россиян и казахстанцев: сдавайте, дескать, белорусские пивовары, свою ПЭТ–тару в утиль, не то худо будет — мне кажется абсурдным. Далек от мысли, что таким образом партнеры по Таможенному союзу хотят расправиться с нашими вполне конкурентоспособными пивзаводами, но возникает вопрос: почему бы тогда не запретить «вредные» упаковки и производителям лимонадов, соков, молока, кефира, кваса? Или все еще впереди: под знаменем борьбы за экологию начнется большой передел пищевого рынка?


Как видишь, Роман, я свою норму знаю. Трезв как стеклышко! Потому что закусываю тему янтарного напитка не сказками винно–водочных королей — здравым смыслом.


Прогноз:


Три страны поднимут тост за компромисс. Реформы пивной отрасли не будут болезненными и затратными, пройдут поэтапно. А оппоненты наконец поймут, что пиво и водку лучше не смешивать: лишняя головная боль.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter