Пиво колбасы не слаще

Беларуси и России нужно вместе защищаться от продовольственной экспансии «третьих стран»«В настоящее время необходимо поставить вопрос об одномоментном повышении ввозных таможенных пошлин Беларуси и России на мясную и молочную продукцию. Это способствовало бы защите внутренних рынков обеих стран», – считает директор центра аграрной экономики Института экономики Национальной академии наук Беларуси Валерий Бельский.

Повысить пошлины
По его словам, сейчас наши рынки практически полностью открыты для многих европейских товаров, в том числе продовольственных. Ввозные пошлины в 15—20 процентов, установленные в 1990-х годах, соответствовали реалиям того периода и имели по преимуществу фискальный характер. Сейчас же они должны стать защитными – тем более что и на Западе их уровень серьезно вырос.
О действенности таких мер, по мнению Валерия Бельского, свидетельствует бурный рост производства мяса птицы в Беларуси и России, который произошел во многом именно благодаря защитным мерам, введенным в отношении поставок из «третьих стран».
Много шума из ничего
Последние ограничения, введенные на поставки отдельных видов белорусской сельхозпродукции в Россию, сильно ударили по сахарным заводам, мясокомбинатам и молочным предприятиям. Понятно, что Россия наращивает объемы производства продукции АПК: за ближайшие годы планируется по мясу прибавить 30—35 процентов, по зерну – на 30 процентов. Но если расчищать рынок для этого роста заранее, то почему взялись именно за белорусское мясо, а, к примеру, не за аргентинское?
«Экономика России к поставкам белорусских товаров куда менее чувствительна, чем белорусская экономика – к поставкам российских», –  поясняет Валерий Бельский. Доля белорусских товаров в разных сегментах российского продовольственного рынка не превышает и 10 процентов, а, например, доля тех же российских макарон в Беларуси приближается к 30 процентам. Более чувствительными для Беларуси выглядят и поставки на ее рынок российского пива. Так что истерика о «потерях российского сельхозпроизводителя от конкуренции белорусских товаров» во многом не только преувеличена, но и наиграна.
Экспорт все равно растет
Внезапно возникшие на Востоке преграды заставили белорусов искать новые рынки сбыта. По итогам первых четырех месяцев нынешнего года и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, предприятия Минсельхозпрода увеличили экспорт в страны СНГ в 2,6 раза, в дальнее зарубежье – в 4,4, география поставок расширилась с 23 стран до 42. При этом удельный вес РФ в общем объеме агроэкспорта уменьшился на 11,2 процента. Но и «отдавать без боя» российский рынок белорусские сельхозпроизводители вовсе не намерены.
За рубежом, в том числе и в России, Беларусь активно развивает товаропроводящие сети. На начало года белорусские товары за рубежом, по данным Министерства торговли, продвигали около 185 крупных предприятий, созданных с преобладающей долей белорусских инвестиций. При этом основная их часть – почти 135 – приходилась на Россию. В целом благодаря активной работе представительств, торговых домов, дилеров, дистрибьюторов и прочих субъектов рынка планируется в 2007 году нарастить белорусский агроэкспорт на 15—20 процентов.
Союзные программы – в помощь
Несмотря на ощутимый прогресс, ситуация в аграрном секторе и Беларуси, и России остается тревожной. «Наши производители уже практически закрывают потребности в супе, отбивной и компоте на нашем столе», – отмечает председатель Аграрной партии Беларуси Михаил Шиманский.
Но «к нам подступают соседи и слева, и справа», – предупреждает он. Следует осторожно подходить к вопросу вступления наших стран в ВТО, так как это, по мнению Михаила Шиманского, «является одним из механизмов решения проблем Запада за счет СНГ».
Чтобы уверенно чувствовать себя на внутреннем и внешнем рынках, белорусским и российским сельхозпроизводителям нужно совершенствовать их работу, считает консультант Представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Людмила Антонова. Союзные программы в сфере льно- и картофелеводства, производства молока и плодоовощной продукции уже принесли положительные плоды, их разработки используются и приносят пользу.
«Формирование единого аграрного рынка не пущено на самотек. Товарооборот растет», – призвала Людмила Антонова с оптимизмом смотреть на перспективы взаимодействия двух стран в сфере АПК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter