Заработать на разведении собак и остаться у разбитого корыта: изучаем тему по следам истории горе-заводчицы

Питомник особого режима

Заработать на разведении собак и остаться у разбитого корыта: изучаем тему по следам истории горе-заводчицы в Кореличском районе

Еще недавно тихая деревенька Баратин была известна лишь удивительной природой да развалинами старинной усадьбы Чечотов. Страшная новость о том, что здесь уже пять лет существует стихийный горе-питомник для собак, прославила это местечко на всю страну. В трех домах и хозпостройках местной жительницы было обнаружено более ста собак в клетках в изможденном состоянии. Животные долгое время находились взаперти без воды, еды и света. К счастью, они были спасены и сейчас проходят лечение. Правоохранительные органы по данному случаю проводят проверку. Как получилось, что тема жестокого обращения с животными вышла за границы скромной деревушки только спустя несколько лет? Кто сегодня может помочь сельчанам отстоять право на спокойную жизнь? Чтобы найти ответы на эти вопросы, корреспондент «НГ» отправилась в Баратин.

Недружелюбное соседство

Деревня сразу удивляет уютной атмосферой. Рядом лес. Здесь почти никогда не бывает сильных ветров. Летом пустующие дома наполняются детскими голосами. Ребятам на каникулах раздолье. Единственная улица настолько узкая, что со своего участка можно запросто наблюдать за тем, что происходит на соседнем. Так здесь жили испокон веков. Никто своих личных границ не отстаивал. Случись у кого-то беда — толокой шли на подмогу.

В ожидании автолавки сельчане выходят на улицу. Завидев нас, недоумевают:

— Зачем вы приехали? Хозяйка питомника ни с кем не общается, фотографировать ее дом, приближаться к забору запрещает, кучу видеокамер развесила…

Староста деревни Евгения Кривопуст рассказывает, что от произвола этой женщины вся деревня страдает уже не первый год. Баратинцы видели, что их односельчанка не успевает кормить собак, предлагали помощь, приносили еду четвероногим. В ответ вместо благодарности услышали лишь упреки и даже обвинения в том, что такой заботой они прикрывали свое желание отравить ее собак.

— В нашей деревне порядок всюду, — говорит Евгения Васильевна. — Единственное, что портит вид, — это дом, в котором хозяйка развела настоящую псарню. Собаки большие. Были даже бойцовые. Содержались на цепях. Теперь овчарки тоже на улице прикованы к деревьям цепями. Того и гляди, в любой момент могут сорваться и напасть на проходящего мимо человека. Такое уже было не раз. Чудом людям удавалось спастись от псов. Кто колбасу достанет из сумки, кто палкой отмахнется. Но разве ж это дело — жить в постоянном страхе?

Этих несчастных собак, посаженных на цепь, мы обнаружили в день нашего визита в Баратин.

Ведется видеонаблюдение

Подходим к злополучному дому. Бросается в глаза довольно большой участок, неумело огороженный подгнившими досками, соединенными проволокой с деревянными поддонами. На фасаде старой хаты замечаем таблички с надписями о том, что ведется видеонаблюдение. Хотя что-то подсказывает: хозяйка установила муляжи камер, для устрашения.

— Мы уже боимся что-то говорить, — признается жительница деревни Баратин Вера Шевко. — Она не раз угрожала нам всем и вела себя чересчур агрессивно. Дачница приехала из Минска. Сразу купила один дом, потом второй, третий. Содержала бойцовые породы собак. Забора у нее не было, собаки часто срывались.

Местные пытались с ней как-то договориться. Но результата разговоры не дали. Обратились в милицию, а в итоге правонарушительница подала на своих соседей в суд за то, что это они ей якобы чем-то мешают. Пока шли разбирательства и соседям приходилось ездить в райцентр, чтобы доказывать, что они ни в чем не виноваты, хотели уже отпустить ситуацию и не вмешиваться в это дело. Однако проблема продолжала нарастать. Собак на подворье становилось все больше.

С болью и горечью смотрит на дом, где до недавнего времени содержалось более сотни собак, местная жительница Надежда Маврина. Рассказывая о мучениях с таким соседством, она не может сдержать слез:

— Это мой родительский дом. Нас было девять детей в семье. Папа умер, мама болела. Меня, моих братьев и сестер распределили по интернатам. Мы выросли, а дом, хранивший грустные воспоминания, решили продать. Кто же знал, что эта история обернется такой трагедией, причем не только для животных, но и для людей?

Женщины рассказывают о случае, когда овчарки, долгое время находившиеся на цепи в жару, умирали от голода и жажды. Хозяйка уехала, оставив животных на произвол судьбы. На деревья, к которым были прибиты цепи для собак, развесила таблички с надписью «Не кормить». Истошный лай мучающихся животных не давал спать соседям. Не смолкал он и днем. Вдруг одна из сорвавшихся собак кинулась на соседский участок, где играл маленький ребенок. Бабушка чудом успела подхватить его на руки и закрыть дверь на веранду.

— А что, если бы не успела? — задается вопросом Надежда Васильевна. — Почему мы должны жить в страхе? Летом в деревню приезжают внуки. Где гарантия, что с ними ничего не случится?

Тайна крайнего дома

У калитки замечаем машину ветеринарной службы. Как оказалось, хозяйка вызвала ее сама. Словно специально к нашему приезду.

На вопрос, сколько животных сегодня содержится в так называемом питомнике, ветеринар отвечать отказалась. Позже мы своими глазами видели на злополучном участке еще и лошадь.

Пока беседуем, замечаем возле дома напротив странную женщину. Не волонтер, не ветеринар. А кто же она? Оказалось, это и есть подруга хозяйки дома Татьяна, которая ранее убедила собственницу трех домов в Баратине отдать ей часть площадей под временное содержание собак. О том, что деревенская хата превратится в «приют» для больных и искалеченных собак, никто не догадывался.

В день нашего приезда вокруг дома в конце деревни на цепях сидели три взрослых пса. На участок, не огороженный забором, странная женщина, которая следовала в сопровождении ветеринара, заходить запретила. В дом нас тоже не пустили.

Местные жители сегодня корят себя за то, что вовремя не услышали щенячий лай в заброшенном доме на краю деревни. Да и как можно было услышать, если все заглушал лай привязанных возле дома псов? И кто знает, сколько длилась бы эта история, если бы «заводчица» не разместила в интернете объявление о продаже одного из питомцев и не прикрепила красивое фото собачки, не соответствующее действительности. Приехали покупатели и увидели больное животное. Отказать ­продавцу не смогли. Купили йорка за 50 рублей. Почему так дешево, хозяйка объяснила тем, что у песика повреждено ухо. Встречались на нейтральной территории. 

Позже ­оказалось, что у щенка нет зубов, проблемы с кожей.

Покупатели нашли через интернет других клиентов этой «заводчицы». Вместе товарищи по несчастью отыскали дом, в котором находились изможденные животные. Этим людям удалось проникнуть в него и снять все на видео, которое они позже выложили в сети. А «заводчица» подала на них иск в суд, заявив, что у нее пропали собаки и корм на сумму 30 тысяч евро. Однако в день нашего приезда женщина описывала произошедшее уже по-другому.

И плевать на всех!

На дороге замечаем улыбчивую женщину лет пятидесяти. Серые глаза, длинные рыжие волосы. В руках кусочек белого хлеба.

— Сидеть! — командует она овчарке. Собака ее слушается.

Неужели это и есть та самая хозяйка питомника?

— Да, это я! — заявляет женщина. — Меня зовут Наталья. Только у меня нет никакого питомника. И не было никогда.

— А как же 114 собак, которых вы хотели втайне увезти куда-то и скрыть? — спрашиваю я.

— Это не мое.

— А чье же?

— Не могу отвечать за других людей.

— Так собаки в клетках — это имущество вашей подруги?

— Того человека, который занимался здесь своими вопросами. Я вызвалась помочь. И не вникая в эту помощь, получила всенародную славу. Вот такая оборотная сторона доброты. А у меня здесь никогда не было проблем. Единственная загвоздка — вмешательство в мою жизнь вот этих сердобольных людей, — показывает она в сторону соседей.

— Сколько у вас на подворье сейчас собак? — спрашиваю у Натальи.

— Говорить не буду, потому что это опять вызовет негатив.

— Зачем вы разводите столько животных, если не можете их нормально содержать?

— Любила собак с детства. И коммерческая основа, которую мне сегодня приписывают, ни при чем. Посмотрите на мой дом. Разве в таких хатах живут богатые люди?

— Одной не тяжело содержать десятки собак?

— Почему одной? У меня очень хорошая семья. Трое взрослых детей, хороший муж, прекрасные родители, у которых по два высших образования.

— А лошадь вам зачем? Огород будете по весне садить?

— Лошадь мне нужна для красоты! Я катаюсь на ней верхом. Мне это нравится.

— Где вы ее взяли?

— Верите, купила! Не украла! В настоящий момент она у меня одна. Хотя слухов много распускается. Говорили также, что у меня в доме 80 сфинксов живут. Я пригласила волонтеров поискать их вместе со мной. Не нашли. 

Сейчас у меня содержатся три волонтерские кошки. Только лошадь не фотографируйте, а то ее в колхоз заберут. Вишня, поедем кататься! И плевать на всех! Вот такая у нас позиция.

Заводчица собак Наталья в день нашего приезда за свои средства вызвала ветеринарную службу. Все животные были привиты от бешенства и других опасных вирусов.

Во время нашей беседы с хозяйкой к ней приехали ее родители, привезли корм для животных. Наталья, встречая их, начинает плакать и вскоре уходит.

— Если бы вы знали, как нам больно, — говорит ее отец. — Когда Наташа была маленькой, у нее на руках умерла овчарка. Я тогда поклялся: доченька, я тебе куплю другую собаку, и все будет хорошо. Дочь выросла, выучилась на юриста, работала в банке. У нее трое взрослых детей. Три дома она покупала с расчетом, что дети будут приезжать сюда на отдых. Один дом приобрела только из-за того, что на участке есть колодец с чистой водой. Раньше мы дочке привозили питьевую воду из Минска. Никакой жажды наживы, в которой обвинили Наталью, и быть не могло.

…Возвращались из Баратина с тяжелой душой. Перед глазами стояли замученные в неволе несчастные собаки. Но еще больше бередили душу тревога и страх местных жителей, которые по-прежнему опасаются ходить по деревне и надеются, что им помогут отстоять право на спокойную жизнь в деревне, где они родились, трудились и жили в мире и согласии.

Тем временем

Как рассказал официальный представитель УВД Гродненского облисполкома Игорь Белозеров, сейчас ведется проверка по данному инциденту, возбуждено уголовное дело, материалы готовятся для передачи в Следственный комитет. В ходе проведения мероприятий всем действиям будет дана правовая оценка. По закону виновному может грозить штраф, общественные работы или арест.

— Сотрудники Кореличского РОВД незамедлительно отреагировали на поступивший сигнал, — говорит Игорь Белозеров. — Собаки карликовых пород, которые содержались с нарушением законодательства, были изъяты и при непосредственном участии милиции распределены в волонтерские организации страны. В данное время собаки крупных пород, которых хозяйка держала на своем приусадебном участке, переданы в организации защиты животных. Опасности для проживающих в деревне граждан нет.

На помощь настрадавшимся собакам пришли волонтеры из Гродно, Новогрудка, Лиды, Барановичей, Бреста. Как рассказали активисты движения защиты животных «Преданное сердце», в Гродно приняли под опеку 32 собаки из Баратина.

— Все собаки получают необходимое лечение, всем животным, даже с самыми запущенными болезнями, удалось выжить, — рассказывает волонтер Елена из Гродно. — Каждой собаке присвоены имя и номер, составлены договоры о передержке. Наша общественная организация несет ответственность за жизнь каждого животного. Если по решению суда будет установлено, что собаки должны быть навсегда изъяты у прежнего владельца, тогда мы сможем приступить к поиску новых хозяев для них. А пока мы их лечим и адаптируем к нормальным условиям жизни.

По закону

В Кодексе об административных правонарушениях сказано: нарушение правил содержания животных влечет наложение штрафа в размере от 1 до 15 базовых величин. То же нарушение, повлекшее причинение вреда здоровью людей или имуществу, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Согласно Процессуально-исполнительному кодексу, протоколы составляют уполномоченные на то должностные лица, к которым относятся органы внутренних дел, сельских и поселковых исполнительных комитетов, органы государственного ветеринарного надзора, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.

Дело сложное и затратное

Бизнес на разведении собак приносит немалые деньги. Особенно тем, кто посвящен в тонкости законодательства и на практике выполняет все его требования. История с горе-питомником в Кореличском районе показала: как только заводчик начинает искать пути быстрого получения денежной отдачи, рискует потерять все. Что же нужно знать, чтобы открыть собственный собачий питомник?

Эксперт Ирина Азен, кинолог, заводчик вельш-корги пемброк из Минска, рассказывает, что перед тем, как решиться организовать бизнес на разведении щенков, стоит все тщательно взвесить, узнать тонкости собаководства.

— Важно знать, какие условия следует создать для собак, чем поить и кормить, как правильно заботиться об их здоровье, — отмечает Ирина Витальевна. — Содержание и разведение щенков требует немалых денежных вложений. Начинать нужно с организации места для будущего питомника. Понадобится помещение, где будут находиться собаки (вольер, будка), место для того, чтобы выгуливать собак на свежем воздухе, помещение для изоляции животного, если вдруг оно заболеет, помещение, где будут проходить собачьи роды, отдельное помещение, где будут храниться все принадлежности и дополнительный инвентарь, хорошая система вентиляции и звукоизоляции.

Еще залогом успешной племенной работы является обеспечение собак здоровой средой обитания. Только в этом случае животные будут физически крепкими и эмоционально уравновешенными. Один раз в неделю рекомендуется ветеринарный осмотр. Каждый день хозяину нужно осматривать собаку внешне. Поэтому в список расходов стоит внести деньги на услуги ветеринара. Еще понадобятся профессиональный дрессировщик, грумер, а также специалист по рекламе. Ведь щенков нужно будет продать.

Эксперт советует обратить особое внимание на правовые вопросы. Например, можно ли содержать и разводить собак легально в местности, где вы проживаете.

— По опыту знаю, что уставами многих садоводческих товариществ эти моменты оговариваются отдельно, требуются письменные разрешения соседей, — обращает внимание Ирина Азен. — Само обустройство места для содержания собак никак не регламентировано. В этом вопросе все сводится к Правилам содержания домашних собак и кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах, утвержденных постановлением Совета Министров Беларуси от 04.06.2001 № 834.

Следующий шаг — регистрация названия питомниковой приставки в Белорусской кинологической организации. Человеку, который хочет дать свое имя (приставку) щенкам, необходимо пройти курсы кинологов в клубе собаководства. Окончив их, будущий заводчик сдает экзамен и получает свидетельство. После этого название может быть зарегистрировано. Название питомника регистрируется секретариатом Белорусской кинологической организации, который контролирует, чтобы названия питомников не повторялись.

Кроме престижа, регистрация дает определенные гарантии покупателю щенков с питомниковой приставкой. Свидетельство о регистрации говорит о породности питомцев и об определенном профессионализме заводчика.

По правилам Белорусской кинологической организации питомник может принадлежать только одному владельцу. Зарегистрировать его может лицо, достигшее совершеннолетия и имеющее хотя бы одну племенную суку.

Владельцу выдается свидетельство о регистрации и защите названия питомниковой приставки, которую получают все щенки разведения владельца питомника независимо от породы. Питомниковая приставка может писаться перед кличкой щенка или после нее, о чем владелец должен указать при регистрации. Оформление всей племенной документации на породистых собак и для тех владельцев, кто оформил приставку, и для тех, кто ее не оформлял, производится в клубе, членом которого является его владелец. В случае нарушений племенного положения питомниковая приставка может быть аннулирована Президиумом БКО по предложению племенной комиссии.

Заводчику, намеревающемуся заявить о продаже щенка, нужно заранее уплатить налог в размере 97 рублей в месяц. У щенков к тому времени уже должны быть ветеринарные паспорта и родословные, оформление которых тоже стоит определенных средств. Все щенки должны быть проклеймлены или прочипированы, так как идентификация щенков в Белорусской кинологической организации является обязательной.

Очевидно, бизнес на разведении породистых собак — дело сложное и затратное. Для достижения успеха нужно много знаний, терпения, веры в успех и, конечно, огромной любви к братьям нашим меньшим.

kuzmich@sb.by

P.S. Пока материал готовился к печати, все собаки у горе-хозяйки были изъяты.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter