Изменения климата и конъюнктуры открывают Беларуси новые экспортные возможности

Питательная среда

Некоторые информационные агентства приводят мнения маститых аналитиков, предсказывающих порой не самые радужные перспективы для глобального продовольственного рынка. Выводы в основном делаются исходя из двух главных посылов: изменений климата и роста населения Земли. Так чего ожидать в будущем и как наша страна может адаптироваться к мировым переменам — об этом беседа с директором Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси доктором экономических наук Андреем Пилипуком.


— Андрей Владимирович, ведущее мировое агентство экономической информации Bloomberg в своем «Гиде пессимиста» на 2019 год предсказало природные катаклизмы, неурожай зерна, последующий голод и толпы беженцев в богатые страны. Природных катаклизмов сегодня действительно немало. Какова в реальности ситуация на продовольственном рынке планеты?

— Информация агентства Bloomberg рассчитана на финансовые рынки — резкие заявления обычно имеют целью воздействие на конъюнктуру цен для получения выгоды. Ожидалось, что после таких прогнозов произойдет всплеск цен на зерно. На самом же деле ситуация не столь пессимистична. В 2017—2018 годах сформировались исторические максимумы запасов зерна — более 800 млн тонн. Это достаточно большая цифра — около 30% ежегодного мирового потребления, при том что 200—300 млн тонн было добавлено к мировым запасам с 2013 года. В такой ситуации даже отмечаемое Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) снижение производства по некоторым видам зерновых существенного влияния на динамику цен, а тем более на возникновение голода, не окажет. Наводнения и засухи — это общие последствия потепления климата, подобный прогноз можно давать ежегодно — где-нибудь он да сбудется. Кстати, в Индии в этом году ожидается просто небывалый урожай зерна, рост производства отмечался и в других странах.

— Какое влияние глобальные тенденции оказывают на белорусский АПК, чего ожидать нашим экспортерам?

— На мировом продовольственном рынке торговля идет прежде всего между его крупнейшими игроками. У каждого из них — Евросоюза, стран Северной и Латинской Америки — своя специализация. Задача же нашей страны в этой ситуации (с учетом того, что основной рынок нашего экспорта — это Россия, страны Евразийского экономического союза и СНГ) — диверсификация рынков сбыта. Существенные подвижки в этом направлении у нас есть даже с учетом того, что ключевые рынки чрезвычайно конкурентные и проникать на них с каждым годом становится все сложнее. Особенно на рынки с высокой маржинальной доходностью — Соединенных Штатов, Евросоюза, Японии, где крайне высокие требования к качеству, собственные сложные системы сертификации и серьезные барьеры для вхождения. Но стремиться к диверсификации нужно: можно прогнозировать снижение доли России в структуре белорусского продовольственного экспорта. Дело в том, что Российская Федерация в последние годы вкладывает значительные инвестиции в собственное сельское хозяйство, модернизирует его. Весьма перспективным для нас в такой ситуации становится Китай. Если в 2017 году продовольственный экспорт нашей страны в КНР составлял 15,8 млн долларов, то в 2018-м — уже 81 млн.

В целом за прошлый год наша страна реализовала на внешние рынки аграрной продукции и продуктов питания на сумму 5234,9 млн долларов — на 5,3% больше, чем годом ранее. При этом импортные закупки сельхозпродукции и продовольствия снизились по сравнению с 2017 годом на 3,9%. Однако по структуре нашего продовольственного экспорта есть нюансы. Сегодня около 60% в нем занимает продукция молочной и мясной промышленности. Наша задача — нарастить доли экспорта фруктов и овощей и продуктов их переработки, консервированной продукции, рыбы и морепродуктов, кондитерских, крупяных, хлебобулочных изделий и другого. Впрочем, абсолютно точно можно сказать, что молочные продукты останутся доминирующей категорией даже в долгосрочной перспективе. Уникальная особенность нашей молочной отрасли и ее конкурентное преимущество заключаются в том, что производители могут изменять структуру продукции, получаемой из молока. И в зависимости от конъюнктуры рынка производить больше масла, сухих молокопродуктов, сыров и других продуктов, пользующихся в данный момент наибольшим спросом. Если конъюнктура цен неблагоприятная, акцент можно делать на продукты с длительным сроком хранения  и ждать подходящего на рынке момента.

Изобилие отечественных продуктов на прилавках — индикатор продовольственной безопасности.
Фото Артура Прупаса

— Уже который год экономисты ФАО отмечают продолжение урбанизации населения на планете. И называют закономерным итогом этого процесса рост потребления мяса, молочки, продуктов переработки зерна в азиатских и африканских странах. Как в этой ситуации целесообразно вести себя нашей стране?

— Урбанизация — неизбежный процесс, в ходе него положительная динамика спроса на продукты питания будет сохраняться. Но хотя спрос на молочные и мясные продукты не уменьшается, в развитых странах идет пропаганда замены продуктов мясного происхождения (в связи с экологической нагрузкой, которую мясное производство оказывает на окружающую среду) растительными. В том числе потребители переходят на заменители мяса на основе растительного белка. Значительные инвестиции за рубежом вкладываются в поиск эффективной технологии производства искусственного мяса, для которого придумали красивый термин «клеточное мясо». Однако технологии его производства пока не масштабированы, потому такой продукт получается весьма дорогим, да и глубоких научных исследований по его влиянию на организм человека еще не проводилось. 

Можно прогнозировать две разнонаправленные тенденции. В развитых странах объем потребления мяса значительно увеличиваться не будет, в развивающихся же будет происходить увеличение потребления — параллельно росту уровней ВВП и доходов их населения. Однако пребывать в расслабленном состоянии я бы нашим производственникам сельхозпродукции не рекомендовал. Нам следует уделить повышенное внимание правовым аспектам, межгосударственным договоренностям, приведению собственных производств в соответствие с наиболее продвинутыми стандартами качества и безопасности для выхода на внешние рынки. Имея по многим позициям высококачественную продукцию, наши производители не могут войти с ней на высокодоходные рынки. И это еще одно серьезное направление работы.





КОМПЕТЕНТНО
Гордей Гусаков, заведующий сектором продовольственной безопасности Института системных исследований в АПК НАН, кандидат экономических наук:

— На базе FAO функционирует Глобальная система информирования и раннего предупреждения (GIEWS), определяющая страны, нуждающиеся во внешней продовольственной помощи. Ее данные обновляются 4 раза в год. Согласно последним оценкам (июль 2019), в нынешнем году в мире 41 страна будет нуждаться в продовольственной помощи (в Африке — 31, Азии — 8, Латинской Америке — 2). Основными причинами сложившейся ситуации являются далеко не только природно-климатические отклонения и аномалии. Свою роль играют военные и гражданские конфликты, политическая нестабильность, экономический спад, социальное расслоение общества и прочее. Поэтому непосредственно природные катаклизмы 2019 года не смогут оказать сильного влияния на глобальный голод и массовые миграции населения в обеспеченные продовольствием регионы. В предыдущие годы были сформированы значительные запасы и заложены серьезные стабилизационные фонды зерна и других сырьевых товаров. От нынешних засух и наводнений могут пострадать лишь незастрахованные сельхозпроизводители, недополучившие часть урожая и, впоследствии, прибыли. Крупные же корпорации вряд ли ощутят какой-либо ущерб. Более того, специалисты FAO отмечают, что схожая ситуация наблюдалась в сезон 2007—2008 годов. Тогда резкий скачок цен обусловил значительное увеличение объемов производства продовольствия, чем и воспользовались корпорации. По аналогии с этим в нынешней ситуации в краткосрочном периоде можно ожидать некоторые колебания цен на мировых агропродовольственных рынках. Однако, согласно прогнозам FAO—OECD, в долгосрочной перспективе цены останутся на текущем уровне.

Что же касается будущего самих агропродовольственных рынков, то, согласно прогнозам, чтобы прокормить возросшее население Земли, в ближайшие десятилетия объемы производства сырья и готового продовольствия потребуется увеличить примерно на 20%. Кроме того, рост населения на планете ускорит процесс урбанизации, прежде всего в развивающихся странах. Поэтому спросом будет пользоваться продукция, пригодная к длительному хранению — зерновые, сахар, масла растительные, сыры и прочее. Также будет наблюдаться рост спроса и на мясную продукцию, но его ограничивающими факторами станут как социально-культурные различия (не все виды мяса приемлемы в ряде стран), так и уровень доходов населения. Спрос на молочную продукцию будет расти опережающими темпами, в первую очередь за счет рынков Китая и других стран Азии. Для зерновых и масличных культур главным фактором спроса будет фуражное и техническое потребление, в меньшей степени — продовольственное.

Начиная с 2010 года количество стран, куда экспортируются наши продовольственные товары, увеличилось с 69 до 95. Необходимо учитывать и формируемые в настоящее время тенденции, ведь Республика Беларусь имеет достаточно высокие позиции в мировом экспорте агропродовольственных товаров и значительный экспортный потенциал, который должен быть реализован.

Татьяна Карбанович, заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода:


 — В 2019 году в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах нашей страны (то есть без учета населения) ожидается более 1 млн тонн картофеля, более 560 тысяч тонн овощей, 150 тысяч тонн плодов и ягод. Обычно наибольшие объемы продукции концентрируются в Брестской и Гродненской областях. Производимые объемы картофеля и овощной продукции позволят в полном объеме обеспечить потребности внутреннего рынка, иметь свободные ресурсы для поставки на экспорт.

Из ожидаемого миллиона тонн картофеля планируется около 190 тысяч тонн направить на семена, 180 тысяч — для промышленной переработки, 165 тысяч — для нужд торговли и общественного питания, включая закладку в стабилизационные фонды. Еще 645 тысяч тонн пойдут для реализации на рынках, ярмарках и на экспорт.

Из 560 тысяч тонн овощей 180 тысяч тонн будут направлены на нужды торговли, общественного питания и для закладки в стабилизационные фонды, 43 тысячи — на промышленную переработку, 337 тысяч тонн — для реализации на рынках и ярмарках.

Из 150 тысяч тонн плодово-ягодной продукции 28 тысяч тонн пойдут для торговли, общепита и в стабилизационные фонды, 31 тысяча — на промышленную переработку, 90 тысяч тонн — для текущей реализации на рынках и ярмарках, в том числе поставок на экспорт. 
За прошлый год наша страна реализовала на внешние рынки аграрной продукции и продуктов питания на сумму 5234,9 млн долларов — на 5,3% больше, чем годом ранее. При этом импортные закупки. сельхозпродукции и продовольствия снизились по сравнению с 2017 годом на 3,9%
osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter