Пить надо с умом. И пользой

Рост продаж безалкогольных напитков, который наблюдается в последние годы, связан с модой на здоровый образ жизни...
Рост продаж безалкогольных напитков, который наблюдается в последние годы, связан с модой на здоровый образ жизни.

Когда я жил в Советском Союзе, моими любимыми прохладительными напитками были квас из бочки и лимонад «Дюшес». Иногда я баловался «пепси» в стеклянной бутылке. Но это редко. Если бы меня в то время завели в современный супермаркет, то впечатлений, полагаю, было бы не меньше, чем у папуаса в Арктике. Так сильно видоизменилось на полках освежающее питье...

Пока писались эти строки, я выпил полтора литра модного нынче безалкогольного напитка. Выпил и, честно говоря, не поверил. Данным статистики. Это что ж получается, у нас в год «средний» житель страны всего–навсего 30 с небольшим литров безалкогольного потребляет? Быть не может. Обратился за разъяснениями к игрокам рынка. Общими усилиями загадку мы разгадали. Но об этом — в самом конце материала.

Предел возможностей

Летом производители напитков, подобно крестьянам во время уборочной, работают без передышки. По словам специалиста отдела маркетинга Минского завода безалкогольных напитков Дмитрия Артюховского, в сравнении с зимой мощности предприятий загружаются в среднем на 20 процентов больше. «При этом, — замечает начальник планово–экономического отдела «Дариды» Лариса Федотова, — напитки в ПЭТ–таре — продукт не скоропортящийся, может храниться в течение 12 месяцев, и производство на крупнейших заводах ведется не только круглый год, но и круглые сутки. Тем не менее и «Дарида», и «Фрост», и «АкваТрайпл», и другие известные компании в летний период работают на пределе возможностей, чтобы удовлетворить спрос населения».

Напряженный труд себя оправдывает. Доля импортных безалкогольных напитков не превышает на наших прилавках 5 процентов. И дело, конечно, не только в количестве. Но и в грамотной маркетинговой стратегии.

С ростом рынка динамично расширяется ассортимент предлагаемой продукции. Полтора–два года назад в торговой сети появились новинки — ледяной чай и сокосодержащие напитки белорусского производства. Анализ продаж показал, что они пришлись по вкусу потребителю. На наших столах все чаще стали появляться и бутыли с чистой питьевой водой. Увеличилась продажа квасов. И особенно продажа соков (по данным Минстата, реализация этой продукции за первое полугодие 2006–го выросла на 41,6 процента). По словам Дмитрия Артюховского, все это связано с модой на здоровый образ жизни, здоровое питание и качественное питье. Белорусские производители внимательно изучают веяния мирового рынка и стараются следовать им.

Исполнительный директор ИП «Кока–кола Бевриджиз» Александр Денисов говорит, что появление многих новых позиций «подсказали» импортные продукты. Белорусские производители стремятся действовать на опережение: не ждут, пока заграничный товар заполнит полки отечественной торговой сети, а налаживают собственный выпуск аналогичной продукции. «Общемировой тренд — постоянное расширение товарной линейки — в полной мере характерен и для нашей страны». По словам Александра Денисова, в новых сегментах на рынке безалкогольных напитков наблюдается бурный рост. Это особенно характерно для холодного чая, соков и кваса в бутылках. В целом же годовой прирост продаж безалкогольного питья составляет около 10 процентов.

Менделеев в бутылке

Белорусская земля бедна на минеральное сырье, но богата на минеральную воду. Существует даже мнение, что практически в любой точке страны можно наладить производство минералки. Пробурил скважину, установил линию, и вперед — разливай, реализуй, наживай капитал... По словам Дмитрия Артюховского, это типичное заблуждение. Многие мелкие фирмы «нырнули» в производство минеральной воды — и оказались у разбитого корыта. Несмотря на кажущуюся простоту (скважину и впрямь можно бурить практически в любой точке), выпуск минералки — достаточно сложный технологический процесс, который, кроме всего прочего, требует наличия специальных лабораторий и целого штата компетентных специалистов.

Стоит сказать, что, несмотря на большой удельный вес минеральной воды в общем объеме безалкогольных напитков, потребление ее из года в год растет очень медленно. Так, в прошлом году, по данным Минстата, рост продаж минеральной воды составил всего 2,5 процента. «Видимо, это связано с появлением тех же холодных чаев, сокосодержащих напитков, квасов и прочего. Часть покупателей предпочла новую продукцию, — высказывает свое предположение Лариса Федотова. — Тем не менее от минеральной не стоит отказываться. Таково мнение врачей. Ведь, кроме элементов, которые обозначены на этикетке, в бутылке с водой в микродозах содержится почти вся таблица Менделеева».

Любопытно, что, по статистике, в прошлом году на одного жителя Беларуси пришлось 13 литров минеральной воды, в то время как в европейских странах этот показатель был в 2 — 3 раза больше (и это несмотря на богатую водами землю).

Куда прячутся литры?

«Да, сегодня мало кто пьет воду из–под крана, — говорит Александр Денисов, — тем не менее пока белорусы тратят в среднем около 1 процента своего бюджета на покупку безалкогольных напитков. Это, конечно, немного. Объективно, не всякая семья может позволить себе, скажем, покупать 2 — 3 бутылки минеральной воды или лимонада в день. Поэтому потребление безалкогольных напитков у нас отстает от уровня европейских стран».

Интересно получается...

Производители пива в один голос утверждают, что белорусы пьют в несколько раз меньше, чем немцы, чехи, поляки, бельгийцы... Игроки рынка безалкогольных напитков говорят, что у них наблюдается похожая картина. Но ведь потребление жидкости — это же не потребление автомобилей. Чем же мы утоляем жажду? Ведь не плодово–ягодным же!

«А как же домашние соки, морсы, компоты. В тех семьях, где имеют подсобное хозяйство, занимаются закатками, необязательно идти в магазин, чтобы выпить чего–нибудь освежающего», — поделилась своим соображением Лариса Федотова. Что ж, пожалуй, резонная мысль. Главное, чтобы питье для здоровья было полезным.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter