Пить или не пить? В красочных бутылочках может быть любая гадость

Жаркий летний полдень.
Жаркий летний полдень. Спасаясь от жажды, захожу в ближайший продуктовый магазин за бутылочкой газированного напитка или минералки. На полках в торговом зале не сказать, что изобилие, но 4 - 5 наименований белорусской продукции имеется. Только вот незадача: кондиционера нет, поэтому весь товар уже нагрелся. Пить же теплую жидкость никакого желания не возникает. Поэтому наперекор лозунгу "Купляйце беларускае" направляюсь к шкафу-холодильнику с логотипом известной иностранной компании. Беру обжигающую холодом бутылочку и иду к кассе...

Простой, казалось бы, вопрос установки нашими крупными производителями безалкогольных напитков своих фирменных холодильников в продуктовых магазинах обнажает одну из главных проблем дня - кредитования промышленными предприятиями белорусской торговли. Не секрет, что розлив газированных напитков и минеральной воды - бизнес сверхприбыльный. Сами изготовители на этот счет предпочитают помалкивать, но, по некоторым данным, рентабельность здесь порой доходит до 100 процентов. С такими доходами можно было бы не только холодильники установить, но и сделать для покупателя еще много чего полезного и интересного.

Но в том-то и фокус, что "живые" деньги от торговли до промышленности доходят так неритмично и с такими задержками, что впору кричать "караул!". Например, заместитель директора по коммерческим вопросам ПКФ "Дарида" Леонид Докучаев отмечает, что текущие долги магазинов их предприятию иной раз доходят до миллиарда рублей. Это очень внушительная сумма, изъятая из оборота предприятия. С ним согласен коммерческий директор СП ООО "АкваТрайпл" Владимир Симонов, по информации которого некоторые мелкие производители напитков и вод, работающие только летом, получают причитающиеся долги от торговли без всяких задержек. Видимо, их отношения с директорами отдельных магазинов можно назвать чрезвычайно близкими.

Напомним, что выпуском подобной продукции в Беларуси сегодня занимаются около 150 предприятий, начиная от таких гигантов, как Минский завод безалкогольных напитков и заканчивая каким-нибудь скромным колхозным цехом. Тем не менее на каждого жителя страны в прошлом году пришлось лишь 14 литров газированных напитков и вод, в то время как в России - 24 литра, а в Германии - 246 литров. Несмотря на невыгодное для нас сравнение, дефицита напитков в нашей торговле не ощущается. Спасает заграница. Как сообщила начальник отдела Минторга Тамара Аверьянова, регистрация контрактов на импорт безалкогольных напитков отменена - вези сколько хочешь. И везут, причем далеко не всегда продукцию хорошего качества. По данным "Белгоспищепрома", в прошлом году в страну импортировано газированных напитков на 1,4 миллиона долларов, а минеральных вод - на 130 тысяч долларов. Видя такую экспансию, наши производители начинают заметно нервничать: как бы не повторилась ситуация с российским пивом. Но сами при этом из-за хронической задолженности отечественной торговли предпочитают развивать экспорт.

Настоящий шквал критики вызывает у профессионалов качество продукции некоторых мелких производителей безалкогольных напитков. Как подчеркнул Владимир Симонов, небольшие фирмы просто не в состоянии оснастить должным образом лабораторию по проверке своего товара. Проще говоря, любой рабочий может занести в цех кишечную палочку на своей одежде и тогда - катастрофа. Как такие фирмы получают "добро" санитарных служб, можно только догадываться. В принципе, сегодня нет единых требований к открытию подобных производств. Хочешь - разливай себе воду или напитки чуть ли не в коровнике. Конечно, продукция таких "сверхэкономных" фирм стоит дешево, и этот аргумент часто решает все. И для торговли, и для рядового потребителя. Однако так легко можно дойти до абсурда. Ведь, по логике, дешевле всего обойдется вода, просто набранная в ближайшей речке и расфасованная по пластиковым бутылкам с яркими этикетками. Думаете, эта жуткая технология невообразимо далека от реальности? Вряд ли. Иначе специалисты не были бы столь едины в своем мнении: пришло время ужесточить контроль за качеством того, что мы пьем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter