В борисовской СШ № 9 более полувека действует уникальный музей истории авиаполка «Нормандия-Неман»

Письмо мадам Гастон из Борисова

Восемьдесят лет назад началась славная история эскадрильи французских летчиков. Вместе с советскими друзьями они вылетали на боевые задания на Западном, позже на 3-м Белорусском фронте в составе истребительного полка «Нормандия». За участие в форсировании реки Неман полку присвоено почетное наименование «Неманский». У французов оно звучит по-своему — «Нормандия-Неман».

Народный музей истории авиаполка «Нормандия-Неман» посещает делегация французских сенаторов.

Юбилейные медали летчикам

В свое время, работая собственным корреспондентом по Беларуси самой популярной в СССР газеты «Известия», собрал много интересного материала о братстве по оружию советских и французских летчиков. Подвиги легендарного полка «Нормандия-Неман» — волнующая страница Великой Отечественной — сегодня почти неизвестны широкой общественности, особенно молодежи. Это также часть нашей исторической памяти, ведь прославился тот полк в тяжелых боях за освобождение Беларуси.
Без зазрения совести фальсифицируют события минувшей войны продажные писаки. До чего неуклюжи их жалкие попытки всячески принизить решающую роль Советского Союза в окончательном разгроме фашизма! Но мы знаем всю правду и не забываем, что в одном боевом строю вместе с советскими воинами уничтожали фашистов и лучшие представители порабощенных народов Европы.
Французские летчики, о которых наш рассказ, были смелыми людьми, настоящими воздушными рыцарями, не знающими страха в бою. Всю войну состояли в 303-й истребительной авиадивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал Георгий Захаров. Технический состав полка обслужил 11 924 полета, из них 5249 боевых вылетов. Летчики провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 фашистских самолетов. Марселю Лефевру, Ролану де ла Пуапу, Жаку Андре, Марселю Альберу присвоено звание «Герой Советского Союза».

Экспонаты из экспозиции народного музея истории авиаполка «Нормандия-Неман».

Да, особенно отличились французские летчики в небе над Беларусью. И мы не забыли. По приглашению Президента Александра Лукашенко в 2004 году на торжество, посвященное 60-летию освобождения нашей республики от немецко-фашистских захватчиков, к нам приезжали два бывших летчика полка «Нормандия-Неман» Пьер Ларийон и Эдмон Жиль. Они увидели, как белорусский народ хранит память о героических и трагических событиях в своей истории, чтит живых и павших, высоко ценит боевое братство по оружию, родившееся и окрепшее в жестокой битве с нацизмом. Глава государства вручил французским ветеранам юбилейные медали «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков». Гости были глубоко взволнованны. Автор этих строк — свидетель той встречи.

Объем газетного очерка не позволит мне даже кратко пересказать все, что собрал о полке «Нормандия-Неман». Вашему вниманию — трогательная дружба учащихся СШ № 9 Борисова с матерями летчиков полка — Александрин Гастон и Луизой де Сейн. Предвижу закономерный вопрос читателя: при чем тут борисовские школьники и французские летчики? Дело в том, что в этой школе действует народный музей истории авиаполка «Нормандия-Неман».

— Единственный такой в Беларуси, — говорит директор музея Людмила Жизневская. — Нынче ему исполнилось 55 лет, в экспозиции 630 экспонатов основного фонда и 280 — научно-вспомогательного. Все они имеют непосредственное отношение к легендарному полку.

Жак и Морис

Однажды Александрин Гастон, проживавшая в Париже, получила из Беларуси небольшой пакет, в котором было звуковое письмо на французском языке. Неизвестная девочка называла ее «мама Жака» и сообщала, что в школе № 9 Борисова, в которой учится, будет открыта мемориальная доска в память о ее сыне Жаке, погибшем в воздушном бою при освобождении этого города.

Жак ГАСТОН.
Надо ли говорить, как сильно была потрясена мадам Гастон этой весточкой о единственном сыне, которого во Франции долго считали пропавшим без вести. Учащиеся и педагоги провели серьезную поисковую работу и установили следующее. Во время знаменитой белорусской наступательной операции «Багратион» под вечер 26 июня 1944 года полк, в котором воевали французские летчики, получил задание блокировать с воздуха Борисов (к окраинам его подходили наши части). В небо поднялись две группы истребителей, среди них и Жак Гастон. С вражескими самолетами встретились над Березиной. Обратно на аэродром Гастон не вернулся. По воспоминаниям местных жителей, сбитый в том бою советский самолет упал в болото в ста километрах восточнее Борисова. Военные специалисты подняли на поверхность двигатель и определили его номер: 345-2460. Сомнений не было: именно на этом самолете погиб Жак Гастон.

С того времени в борисовской СШ № 9 и начали создавать музей истории легендарного полка. Завязалась переписка с советскими и французскими ветеранами этой воинской части. В школу приходили письма, а также посылки и бандероли с сувенирами, подарками, другими материалами для музея. Экспозицию пополнил старый приемник, которым французские летчики пользовались во время войны: слушали советские песни, особенно любили знаменитую «Катюшу». Еще — эмблема полка, шитая шелком, книги, журналы, многочисленные фото.

Но самый ценный экспонат — костюм Жака Гастона. Его подарила мать летчика. Она побывала в Борисове, участвовала в памятных встречах. Первый раз положила на могилу сына цветы. Местные жители вручили гостье шкатулку с землей, взятой с братской могилы, и кусочком самолета, на котором ее сын отправился в последний полет. Она не плакала, только прижимала к груди маленькую шкатулку, в которой была святая для нее земля — память о сыне. Но когда стали выступать дети, ласково называя ее «мама Жака», она не выдержала…

В книге отзывов музея есть запись Александрин Гастон: «Если бы мне пришлось выбирать вторую родину, я бы выбрала Беларусь». По возвращении в Париж она продолжила переписку с борисовскими школьниками: «Хорошо учитесь, дорогие ребята, и помните о тех, кто сражался за вас, за нашу свободу».

Не менее трогательной была дружба ребят и Луизы де Сейн, матери летчика Мориса. 14 июля 1944 года полк «Нормандия-Неман» базировался на новое место. На самолете Морис вместе с механиком Владимиром Белозубом, русским по национальности, взмывают в небо. И тут непредвиденное — утечка бензина. Пилоту приказали прыгать, но он знал, что у механика не было парашюта. Спастись им не удалось. Русский механик и французский летчик похоронены в одной братской могиле.

Экспонаты из экспозиции народного музея истории авиаполка «Нормандия-Неман».

Из письма борисовских школьников Луизе де Сейн: «Мы не видели ужасов войны, но понимаем, что она приносит только горе, слезы, голод, смерть. Ваш сын был активным участником боев с фашистами. Мы никогда не забудем его и его друзей, которые не дожили до святого Дня Победы». 

Из письма Луизы де Сейн: «Я хотела бы писать по-русски так же хорошо, как вы по-французски. Я очень старая и думаю о вас с большой любовью. Желаю вашей прекрасной юности мирных, счастливых дней. Верьте, дорогие друзья, в мою искреннюю дружбу».

До конца 1944-го авиаполком «Нормандия-Неман» командовал подполковник Пьер Пуйяд, затем его сменил полковник Луи Дельфино и возглавлял эскадрилью до Дня Победы.

Растим патриотов

— Главная задача народного музея истории авиаполка «Нормандия-Неман» — хранить память о боевом братстве советских и французских летчиков в борьбе с фашизмом, — подчеркивает Людмила Жизневская. — Работа органически увязана с патриотическим воспитанием школьников. Проведены, например, такие серьезные научные исследования, как «Герои Советского Союза авиаполка «Нормандия-Неман», «В небесах мы летали одних», «Их именами названы…». В Борисове есть и улица имени полка «Нормандия-Неман». Работы учащихся по истории полка занимали призовые места на районных, областных и республиканских конкурсах. Мы внедрили новую форму взаимодействия с аудиторией — «Музей в чемодане»: кладем в чемодан наиболее ценные экспонаты и участвуем в мероприятии патриотической направленности.

«В небесах мы летали одних, / Мы теряли друзей боевых, / Ну а тем, кому выпало жить, / Надо помнить о них и дружить» — так поется в известной песне о легендарном полку. Мы помним. Никакие потуги злых сил не заставят белорусов забыть. А как во Франции? Живет ли в ее сердце память о славных, благородных летчиках из полка «Нормандия-Неман»?

Михаил ШИМАНСКИЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter