Рассказываем историю партизанского Робинзона

Письма победителей

В Германовичской средней школе Шарковщинского района хранятся уникальные рукописные документы времен Великой Отечественной войны. Об их истории нам рассказали научный сотрудник Художественно-этнографического музея имени Язэпа Нарцизовича Дроздовича Инна Пучинская и учитель истории Анна Свиленок.

Инна Пучинская.

Среди них — письма, пересланные полевой почтой в военное время. Это не обычные солдатские треугольники, а документы, украшенные даже картинками. Например, на одном изображен стрелок с надписью: «Снайпер, бью врага без промаха». Еще одно письмо сопровождается рисунком и стихами:

Закален в сраженьях воин,

Ждет Победа впереди,

Знамя славы над героем,

Орден Славы на груди!

Другое «Письмо на родину» (так написано в первой строчке) датировано 6 августа 1943 года. Начинается оно словами: «Здравствуйте, мама и Витя! Шлю я вам свой красноармейский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни…»

Инна Пучинская поделилась сведениями о том, что удалось узнать о судьбе авторов писем. Старший сержант Аркадий Николаевич Голофостов, 1925 года рождения, был командиром орудия 4‑й батареи 1406‑го зенитно-артиллерийского полка.

— Погиб 26 июня 1944 года, освобождая деревню Германовичи Шарковщинского района, — пояснила она. — Автор второго письма — ефрейтор Александр Николаевич Бердников, 1925 года рождения, из села Канаподгородное Ульяновского района Ульяновской области. Служил в 393‑м стрелковом полку 39‑й зенитно-артиллерийской дивизии. Погиб 4 июля 1944 года возле деревни Новосельцы Шарковщинского района.

Но наиболее любопытный и по-настоящему уникальный документ из школьной коллекции — партизанский дневник Федора Ивановича Малеванкина, в котором на 64 страницах изложены его заметки о жизни и быте народных мстителей. К сожалению, пока дневник полностью не расшифрован и не оцифрован. Однако в школе поделились историей жизни настоящего героя партизанской зоны, местного Робинзона. Такое прозвище дали Федору Васильевичу Будо, который жил в границах партизанской зоны на болоте «Багна-мох». Оно раскинулось на многие гектары на юго-восток от Миор. Именно здесь партизаны накапливали силы, прятались от фашистов и предпринимали вылазки на врага. В 1942 году Федор Будо жил на маленьком острове возле озера Ельня. Его дом был пристанищем для партизан. Возвращаясь с боевого задания, утомленные и голодные, они заглядывали к нему: «Накорми, Робинзон» (так шуткой называли Федора гости).

— В боевых операциях он не участвовал, — рассказывает Анна Васильевна. — Однако вел разведку. Был связным, проводником у партизан. Пройти по болотам, не зная их, нелегко: можно попасть в такую трясину, что засосет и не выберешься.


Зимой 1943 — 1944 годов на озере Ельня партизаны оборудовали аэродром, где приземлялись самолеты с оружием, боеприпасами из-за линии фронта. В это время здесь собралось несколько партизанских бригад: имени Калинина, бригады Сосыгина, Уткина, имени Горького и другие. Проводнику прибавилось работы. Немцы решили разгромить партизанские соединения, которые не давали им покоя.

Весной 1944 года болото «Багна-мох» оцепили со всех сторон. Наиболее крупные силы сосредоточились в Дикево и Германовичах, отрезав партизанам выход с болота в леса. Как знатока болота Федора Будо вызвали на совет командиров партизанских соединений и разведподразделений. Разведчик партизанской бригады «Смоленский полк» советовал выходить через деревню Зеленка. Однако Будо внес другое предложение. Дело в том, что в деревне Дикево неподалеку от Зеленки незадолго до того партизанская бригада имени Калинина была атакована мощными силами врага с участием танков. Федор предложил пробиваться через Кушнеры и Подданые на Конахи и Пестуны. И здесь стоял заслон врага, но командование приняло второй план. Он оказался удачным: партизаны разбили врага и вырвались из блокады.

Но на хутор Федора Будо напали немцы. Сожгли дом и схватили Федора с женой и сыном Геннадием. В Миорах Робинзон попал в карцер, немцы пытались дознаться, где партизаны и кто им помог. Федора Васильевича с семьей вывезли на каторжные работы в Германию, где он потерял зрение. Но после войны вернулся на родину. То, что мужчина являлся членом партизанского отряда, установили только в 1967 году. Такова история шарковщинского Робинзона.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter