Письма из Пекина

Жарко. Ну очень...
Жарко. Ну очень...

Видели, в Италии термометр зашкаливает за плюс 30, народ одурело охлаждается в фонтанах, а французы отправляют стариков в больницы под присмотр врачей, чтобы не повторилась трагедия двухлетней давности, когда 8 тысяч человек умерли от небывалой жары? Да... Нам бы их проблемы. Хотя к чему нам чужие заботы? Нам и своих хватает.

В Пекине началась жаркая пора — на местном языке саньфу, или фуцянь. Это когда утром в половине девятого градусник показывает +30, днем зашкаливает за +40, а ночью опускается аж до +28. Да уж, от холода не умрешь. Второй год подряд ко мне из Беларуси в конце июня приезжают друзья вроде как погреться. Оно и понятно: что такое белорусское лето, сами знаете — дождь вперемежку с желанной для меня прохладой. Когда я говорю, что дождь — это здорово, белорусские гости не понимают: что, мол, в этом хорошего? А я объясняю: можно спать с открытыми окнами, не включая кондиционер, — летние дожди балуют Пекин в основном ночью.

Как спасаемся, спрашиваете? Встречный вопрос: а разве от этого бывает спасение? Даже китайцы, которые всю жизнь живут в этих условиях, не привыкли, все равно страдают. Хотя и выработали собственный стиль поведения в жару — а как же, не без этого. Правила просты и, в принципе, легко выполнимы: вставать пораньше и, пока солнце еще не слишком высоко, заниматься в парках зарядкой или выгуливать в тех же парках любимых птичек в клетках — в общем, побывать на свежем (если его можно так назвать) воздухе. После одиннадцати жизнь в городе замедляется: сначала идут обедать (обычное время для ланча в Китае — 11.30), а потом наступает блаженная сюся — послеобеденный отдых. Так что в течение следующих двух часов лучше не назначать деловые встречи, их эффективность будет почти нулевой. Склонив головы на столы, спят все — от самого высокого начальника до самого мелкого клерка. Иностранцы, которым довелось поработать в китайских офисах, сначала пребывают в шоке, а потом — ничего, находят в этом свои прелести: в конце концов, послеобеденная сонливость знакома всем (правда же?), только у нас это принято скрывать и изображать активность, а китайцы честны с собой, начальством и партнерами: сюся — это святое.

Через пару часов после обеда опять начинается активное время — люди в офисах работают, а те, кто не в офисах, предпочитают на улицу не показываться. Там жизнь закипает снова только ближе к вечеру — часиков после шести, а самая активность наблюдается после захода солнца: не так жарко.

Жить по такому графику рекомендует и традиционная китайская медицина, которая для большинства жителей Поднебесной — непререкаемый авторитет и программа поведения на все случаи жизни.

Но, если честно, как ни старайся приноровить свой график к жаре, все равно изнуряет и выматывает. Это ведь не недельку, в крайнем случае, две пережить, как в Европе. У нас жара (настоящая — за плюс 35) длится как минимум три месяца, а то и дольше. Китаянки ходят с зонтиками, закрывая лицо и голову от солнца. Хорошая привычка, которую я все никак не могу выработать, а потому раза два за лето гарантированно сваливаюсь то с солнечным, то с тепловым ударом. Неприятно.

Потребление электроэнергии подскакивает неимоверно — в бурно развивающейся стране, между прочим, электричества не хватает и не в таких экстремальных условиях. В Пекине, например, этим летом для предприятий и организаций в часы пик оплату за электричество повысили в 4 (!) раза, а магазинам и гостиницам наказали установить свои кондиционеры на 26 градусов, холоднее — ни–ни. Так что если раньше по городу можно было передвигаться короткими перебежками от одного кондиционированного здания до другого, то сейчас с этим стало сложнее. Знаменитый рынок ЯбаоЛу жалуется на то, что последнее время не едут в Пекин российские «челноки». И правильно — чего им ехать? Лучше посидеть где–нибудь у себя в Новосибирске, Красноярске или Екатеринбурге — июль там куда комфортнее.

Зато крупные супермаркеты на погоду не жалуются — большинство продлили часы работы до 10 вечера и за день распродают такое количество мороженого и прохладительных напитков, которое раньше за неделю едва расходилось. Хотя — и это вам не только врач традиционной китайской медицины скажет — пить и есть холодное в такую жару вредно: нарушается теплообмен.

В общем, жара — это плохо. А постоянные дожди, как в Англии или Шотландии — хорошо? Не–а, тоже плохо. Увы, нет в мире совершенства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter