Репортаж: как с бурелома под Смолевичами нелегально вывозят древесину

Пишут «ольха», а везут сосну

Ураган, принесший немало бед Минской области, с корнем повырывал деревья в Смолевичском районе. 6.430 гектаров довольно молодого леса превратились в бурелом. Огромный массив деревьев теперь подлежит переработке. Но для начала их нужно вывезти, ведь дождь и неподходящая температура могут превратить дорогую древесину в печные дрова. Поэтому на разбор бурелома в районе деревень Пекалин и Кулешовка, которые, к слову, больше всех пострадали от урагана, бросили лесхозы со всей страны. Сразу же в дело вступили и госинспектора охраны животного и растительного мира: усилили контроль за транспортировкой лесопродукции. Как оказалось, не зря: не все деревья попадают в лесовозы официальным путем.




Ураган почти ничего не оставил от этого леса в Смолевичском районе

Мы едем по трассе и ужасаемся силе, которая смогла такое сотворить: «Видите, ветер шел полосой, — комментирует Роберт Зубаиров, заместитель начальника Минской областной инспекции охраны животного и растительного мира. — Скоро выедем в соседнюю деревню и там уже все в порядке». Слева и справа от дороги грузились лесовозы. Сотрудники лесхозов разбирают завалы с утра до ночи. Некоторые из них поселились в местных деревнях, кто–то приезжает из Смолевичей. На окраине леса, в поле, замечаем палаточный лагерь. Там соседствуют сотрудники лесных хозяйств и хлеборобы.

Зубаиров вместе с инспекторами сегодня отправился в рейд. Их задача — не допустить незаконного вывоза древесины. «Основные нарушения в том, что по одному документу лес вывозят несколько раз. В результате вместо заявленных тридцати кубов одна машина может вывезти и шестьдесят, и девяносто кубометров. Часто жульничают с породами: пишут «ольха», а везут сосну. Под видом дров вывозится деловая древесина», — перечисляет Зубаиров. Пока сотрудники инспекции разведывают оперативную обстановку, останавливаем лесовоз. Водитель приехал из Воложина и искренне признается, что сколько работает такого бурелома не видел. С документами у него все в порядке. Зубаиров тщательно проверил размеры бревен, их диаметр, количество. Все хорошо оказалось и с документами у шофера, чей груженый МАЗ сломался 10 часов назад. Перепачканными маслом руками он протягивает сопроводительный лист инспектору, на котором тот ставит отметку. С ней за этим же лесом еще раз МАЗ приехать уже не сможет.


И если наш рейд махинаторов не выявил, то в Лидском районе инспекторам даже пришлось догонять нарушителя с мигалками. «Водителю лесовоза был подан соответствующий сигнал, однако тот, притормозив, выйти из машины и предоставить документы на груз отказался», — рассказывает Ольга Громович, пресс–секретарь госинспекции. Шофер вел себя вызывающе и через несколько минут продолжил движение. Проверки он опасался неспроста: в документах на груз имелись явные нарушения. Ярлык на вывоз лесопродукции был подписан только им самим, а подпись мастера, ответственного за отпуск древесины, отсутствовала. Длина бревен, указанная в ярлыке, оказалась явно занижена. В отношении водителя и Лидского лесхоза начаты административные процессы: за неповиновение законному требованию должностного лица и за транспортировку товара в нарушение установленного порядка. Почти тридцать кубов древесины арестовали.

Зубаиров рассказывает, что иногда таким незаконным вывозом занимаются и сотрудники лесхозов, которые везут дерево на подпольные пилорамы в деревнях, которые сами же и организуют: «Это раньше оборудование было громоздкое, теперь для него достаточно деревенского дома или сарая». А переработанную затем древесину продать совсем не проблема.


Инспектора останавливают машины выборочно

Двое жителей Минской области подозреваются в краже древесины из штабелей Смолевичского лесничества. Один из них — водитель грузового автомобиля «Урал», на котором перевозилось 17 кубометров делового дерева. Другой подозреваемый — его наниматель. На выезде из массива лесовоз сломался. Пока водитель ожидал помощи, к грузовику подъехали госинспектора, попросили предъявить документы на транспортировку лесоматериалов. Оказалось, сопроводительных бумаг нет. «В ходе разбирательства, к которому привлекли и сотрудников лесничества, госинспектора выяснили, что у задержанных имелся договор на покупку 80 кубометров древесины. Однако положенный объем они уже выбрали. Задержанные признались, что взять дополнительные кубы им якобы разрешили в лесхозе», — рассказывает Громович. Сейчас проверку по этому делу проводит Смолевичский РОВД. Административную ответственность понесет и Борисовский опытный лесхоз. «29 июля водитель вез бревна хвойных пород объемом 31 кубометр по не соответствующим действительности документам по автодороге Смиловичи — Смолевичи», — рассказывает Роберт Зубаиров. В деревне Пекалин МАЗ остановили сотрудники инспекции. В результате штраф и возможная конфискация древесины.


Проверка одной машины занимает иногда больше часа: инспектору нужно не только проверить документы, но и измерить размер бревен, определить породу дерева, посчитать объем древесины.

Как пресечь эти преступные схемы? Специалисты говорят, что нелегальная вывозка древесины — дело прибыльное. При этом заработать на соснах или березах могут сразу несколько сторон. Потому документы сотрудниками лесхозов и лесничеств иногда проверяются сквозь пальцы. В результате деньги за сотни кубометров просто не доходят до бюджета. Быть может, меры противодействия «деревянному» бизнесу стоит ужесточить?

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 146 (25028). Вторник, 2 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter