Пиши — пропало...

Почему отказывает полевая техника?
Почему отказывает полевая техника?

Надежные и тщательно подготовленные к жатве комбайны, тракторы, грузовики — залог успешной уборки урожая. Именно поэтому особенно пристальное внимание специалистов госконтроля уделяется ныне состоянию технических парков сельхозпредприятий. Тем более что во время последних рейдов выявлены острые проблемы, которые необходимо срочно решать...

К примеру, в СПК имени Деньщикова Гродненского района приобретенный лишь два года назад трактор «Беларус–2822В» ломался уже 32 раза! 5 раз пришлось заменять двери в кабине, трижды — ремонтировать гидросистему, 7 раз заменять агрегаты двигателя... Да что там агрегаты! Сам двигатель меняли 4 раза! Таким образом, трактор простоял в ожидании ремонта в общей сложности 28 рабочих дней, причем, как правило, в самое напряженное время подготовки почвы и посева. К слову, сельхозпредприятие уже отказывается использовать его в осенней посевной: терпение лопнуло. Аналогичная ситуация по трактору той же марки сложилась и на сельхозпредприятии «Можейково» Лидского района, где за два неполных года машина ломалась 12 раз, а простои составили 23 рабочих дня. Тенденция?

Из–за постоянных жалоб аграриев Комитет государственного контроля Гродненской области провел тщательную проверку сельхозтехники и пришел к неутешительному выводу: энергонасыщенные тракторы МТЗ нового поколения не выдерживают никакой критики. Еще не успел пройти гарантийный срок, а у 90 процентов (19 из 21) машин марки «Беларус–2522ДВ» и у 100 процентов «Беларус–2822В» (таких тракторов на Гродненщине всего два) зарегистрированы отказы в работе. Начальник управления по контролю за агропромышленным комплексом областного КГК Валерий Байков уже наизусть знает наиболее характерные для новой техники МТЗ поломки: отказы двигателя, ходовой части, коробки переключения передач и сцепления, а также гидравлической системы и электрооборудования.

А еще нынешняя жатва определила нового «аутсайдера» среди белорусской сельхозтехники. Им стал новенький зерноуборочный комбайн «Лида–1300», выпускаемый на ОАО «Лидаагропроммаш». К концу первой недели жатвы на полях Гродненской области затребовали починки 29 таких комбайнов, причем все они без исключения были абсолютно новыми. Некоторые ломались сразу же после выхода в поле, а иные успели «проскрипеть» от нескольких часов до нескольких дней.

Валерий Байков считает, что было бы полбеды, если бы гарантийный ремонт делался сразу же в день поломки, но производитель не особенно спешит: «Мы зафиксировали случаи, когда техника по 2 — 3 дня ожидала починки, а ведь жатва в Гродненской области началась 20 июля. То ли еще будет!» Госконтролер вспоминает недавний случай, когда в СПК «Ходилони» Щучинского района на комбайне «Лида–1300» протек радиатор системы охлаждения двигателя. Работники хозяйства позвонили на завод, попросили отремонтировать гарантийную машину. А там ответили: «Радиаторов для замены пока нет. Пусть комбайнер берет с собой канистру воды и доливает в систему по мере вытекания». Помощь не присылали в течение пяти дней, но хоть за совет спасибо: механизаторы новенького комбайна с канистрами в руках следили за тем, чтобы не перегрелся двигатель. Выбирать не приходится — в разгар жатвы каждый день на счету. Вот только если комбайнер не уследит и мотор все же выйдет из строя, виноват будет уже не завод, а хозяйство.

Председатель Комитета госконтроля Гродненской области Николай Ковалев уверен, что проблему некачественной отечественной сельскохозяйственной техники необходимо решать как можно быстрее: «Государство в 2006 году направило почти 600 миллиардов рублей на обновление машинного парка сельхозпроизводителей и готово выделять на это немалые средства и в будущем. Но при таком неудовлетворительном качестве техники встает вопрос эффективности вкладываемых денег: оправдывают ли себя щедрые инвестиции?»

Компетентные комментарии

Николай Олтушец, начальник управления методологии качества Министерства промышленности:

— Претензий к качеству отечественной сельскохозяйственной техники действительно много и, к сожалению, все они имеют весомые основания. Хотелось бы объяснить ситуацию с энергонасыщенными тракторами новых марок «Беларус–2522ДВ» и «Беларус–2822В». Дело в том, что это опытные экземпляры, которые действительно оказались недоработанными. Завод уже согласился продлить гарантийные сроки на эту продукцию. А мы со своей стороны проанализировали причины всех неполадок, составили и утвердили программу доработки тракторов. В результате за последние два месяца количество претензий уменьшилось в два раза. Аналогичная работа по совершенствованию качества продукции ведется и другими заводами.

Виктор Круглый, директор ОАО «Лидаагропроммаш»:

— С нашими экспертами мы проанализировали причины частых поломок комбайнов «Лида–1300» и пришли к выводу, что как минимум в 50 процентах случаев виноваты сами пользователи, даже не удосужившиеся прочитать инструкцию к новой технике. Я лично объезжал хозяйства и часто видел, что руководство по эксплуатации, которое прилагалось к новому комбайну, даже не доставали из запаянного пакета. Но как бы то ни было, мы создали на заводе 11 мобильных групп универсального назначения, которые занимаются и обучением механизаторов прямо на базе сельскохозяйственных предприятий, и оперативно ремонтируют сломанные комбайны. Что касается второй половины поломок, которая происходит по нашей вине, то здесь мы тоже разобрались: чаще всего выходят из строя отечественные запчасти, которые начали производить в Беларуси недавно по программе импортозамещения. У меня уже был очень серьезный, даже ультимативный разговор с руководителями предприятий, которые поставляют эти детали. Надеюсь, что они предпримут все меры для улучшения качества своей, а заодно и нашей продукции.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter