Пищевая ценность

Какие области налегают на мясо, а какие соблюдают диету?

Какие белорусские регионы налегают на мясо, а какие соблюдают диету?

После того как в минувшем году девальвационные ожидания подтолкнули белорусов к активной закупке бытовой техники и продуктов питания длительного хранения, многие специалисты ожидали существенного «провисания» розницы. Объемы продаж телевизоров, консервов и сахара существенно превысили обычные показатели, значит, справедливо полагать, что население в следующий раз отправится за такими покупками не скоро. Однако сегодня мы наблюдаем ситуацию обратную: розничный товарооборот торговли через все каналы реализации растет. Как подсчитали специалисты Белстата, в январе—сентябре 2012 года он составил Br 135,9 трлн., или 111,8 % к аналогичному периоду 2011-го.

Согласно статистике, наиболее активные покупатели живут сегодня в Могилевской области. Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за первые девять месяцев года здесь вырос по сравнению с январем—сентябрем 2011-го на 17 %. Жители Минщины закупили продовольственных и непродовольственных товаров больше на 16,7 %, Витебщины — на 12,7 %, Гомельщины — на 10,8 %, Гродненщины — на 10,3 %, Брестчины — на 9,4 %. Наиболее низкая покупательская активность отмечена в белорусской столице — 9,2 %. Впрочем, в минувшем году именно Минск был абсолютным лидером в части розничных продаж товаров.

В Белстате отмечают и другие любопытные тенденции. В частности, структура розничного товарооборота торговли в последнее время заметно трансформировалась, и на лидирующие позиции начали выходить крупные организации. Так, по итогам января—сентября 2012 года доля крупных организаций составила 40,4 %, средних — 6,7 %, малых —12 %. Кроме того, 10,6 % продают микроорганизации, а 9,6 % — некоммерческие структуры. Продажи товаров на рынках и в торговых центрах составляют 19,2 %, а доля индивидуальных предпринимателей, торгующих в магазинах, оказалась минимальной — 1,5 %.

А вот что касается происхождения реализуемых товаров, то в этом вопросе серьезных перемен не произошло: по-прежнему в фаворе отечественные производители. Доля продаж товаров белорусского производства составила 74,9 %, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — 84,5 %. Товарные группы, где продолжает править бал иностранный производитель, — это товары так называемого критического импорта. Так специалисты называют продукцию, которая априори не может производиться на территории страны в нужных количествах. К примеру, завозными оказались 68,6 % реализуемых в Беларуси растительных масел, 48,2 % рыбы, моллюсков и ракообразных, 90,1 % фруктов.

Одна из главных проблем, с которой столкнулся в минувшем году розничный рынок, — ажиотажный спрос на отдельные товары сформировал их дефицит. Предприятия торговли просто не успевали подвозить со складов сахар, растительное масло и макаронные изделия, что еще больше распаляло покупателей. Сегодня представители розничной торговли утверждают, что товарные запасы отдельных пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в торговых организациях (без учета микроорганизаций) сформированы в необходимых объемах. В частности, на 1 октября запасы мяса, включая мясо домашней птицы и мясные продукты, составляли 7421 тонну, что кратно шести дням торговли, сливочного масла — 467 (на 8 дней торговли), растительного — 2083 тонны (12 дней), яиц — 11,2 млн. штук (5 дней), сахара — 6397 тонн (14 дней), муки — 3406 (19 дней), круп — 3887 тонн (21 день). Запасами макаронных изделий торговля располагала в объеме 2796 тонн, что кратно 20 дням торговли в нормальном режиме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter