Беларусь и Россия приглашают к столу Продэкспо‑2020

Пища для ума

НА ПРОШЕДШЕЙ в ноябре в Минске 26‑й Международной специализированной выставке‑ярмарке «Продэкспо‑2020» многие вкусные новинки, представленные белорусскими предприятиями пищевой отрасли, создавались специально под запросы российских партнеров. В первую очередь это продовольствие премиум‑сегмента. Неудивительно: брендом «Сделано в Беларуси», высоко котируемым в десятках стран и особенно в РФ, белорусы гордятся. На продовольственном форуме речь, в частности, зашла об одном из перспективных направлений развития отрасли — производстве органической продукции.

Юрий Мозолевский

Белорусско‑российский стол с национальными угощениями в ближайшей перспективе явно не обеднеет. С января по сентябрь экспорт сельхозпродукции и продуктов питания из Беларуси в РФ вырос более чем на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2019‑го. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов уверяет, что российский рынок остается для Беларуси основным:

— У нас общие стандарты, очень близкие вкусовые предпочтения, культура потребления продуктов питания, удобная логистика, потому мы стараемся сохранить свою долю на этом рынке. За девять месяцев мы поставили в Россию продукцию на 3,1 миллиарда рублей.

Векторы развития сельхозпроизводства у обеих стран тоже во многом общие. Например, белорусский Закон «О производстве и обращении органической продукции» принят в прошлом году почти одновременно с российским. И интересы общие — насыщение этого перспективного сегмента потребительского рынка, ведь тема здорового и экологически чистого питания постоянно на слуху, а ежегодный мировой прирост продукции в данном сегменте составляет 10—20 процентов. Кстати, совсем недавно, в сентябре, в Беларуси был выдан первый национальный сертификат на органическую продукцию и процесс ее производства. При этом закон не препятствует производителю сертифицировать свою деятельность по регламентам Евросоюза. Кое‑какие результаты уже есть.

— Сертифицировано более 1600 гектаров сельскохозяйственных земель, — отмечает заместитель начальника управления растениеводства Минсельхозпрода Беларуси Татьяна Карбанович. — По оперативным данным, органическим производством занимаются 28 субъектов хозяйствования, главным образом в Минской, Гродненской и Брестской областях. В стране создана основа для комплексного развития органического сельского хозяйства. Серьезным шагом вперед в данном направлении стало внесение в перечень общегосударственных мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств местных бюджетов, возмещения расходов на проведение оценки соответствия производимой в республике органической продукции. Это, кстати, очень затратная статья расходов.

Пока «зеленая» продукция в Беларуси, как и в России, еще в самом начале пути к широкому потребителю. Спрос же на нее растет день ото дня. Как свидетельствует эксперт по пищевой безопасности и технологическому проектированию предприятий пищевой цепи Ольга Клюева, заявки на органику поступают, в том числе от крупных сетей фастфуда. Производителей сдерживают объективные обстоятельства. Чтобы получить национальный сертификат, нужно пережить переходный период — когда продукты производятся по правилам органического производства, но еще не являются органическими и, соответственно, не могут маркироваться как органические. Впрочем, рядовому потребителю до производственного закулисья нет дела — ему подавай конечный результат. Покупатель хочет видеть «зеленую» продукцию здесь и сейчас. И при дефиците предложения приобретает товары «фермерские», «деревенские», «крестьянские», био», «экологические», увы, не имеющие отношения к настоящему органическому производству. В этой связи логичной выглядит выработка единой для Беларуси и России политики по заполнению магазинных прилавков. Речь о разделении в торговых залах органики и неорганики. Так, как это делают в Европе и в США. Это будет способствовать не только повышению потребительской грамотности, но и рекламе органической продукции. А в будущем — и стимулировать взаимный экспорт, который станет возможен с увеличением доли органических производств в общем объеме сельхозпроизводства и переработки. Эта тема могла бы стать одной из перспективных на следующем Конгрессе производителей и торговых сетей в рамках выставок «Продэкспо». В ноябре подобное мероприятие с участием белорусских и российских ритейлеров также прошло, но в усеченном виде: не все желающие присоединиться к переговорам представители торговых сетей смогли добраться до Минска из‑за коронавируса…

ЦИФРА

105 стран являются потребителями белорусского продовольствия. На первом месте по объемам поставляемой продукции — Российская Федерация.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter