Пища для размышлений

Десять лет назад, когда на рынок Беларуси пришел всемирно известный «МакДональдс», Министерство торговли приняло решение создать в стране аналогичную сеть ресторанов быстрого питания (под пилотным названием «Белорусское бистро»)...
Десять лет назад, когда на рынок Беларуси пришел всемирно известный «МакДональдс», Министерство торговли приняло решение создать в стране аналогичную сеть ресторанов быстрого питания (под пилотным названием «Белорусское бистро»). Проект предусматривал открытие двух тысяч заведений, рассчитанных на жителя со средним уровнем доходов. К сожалению, реализовать идею в полном объеме не удалось. Хотя определенные сдвиги в этом сегменте потребительского рынка, безусловно, очевидны — вопросы обеспечения горячим, быстрым и недорогим питанием сохраняют свою актуальность.

Любо, но дорого?

Минчанин Сергей Борисович, строитель по профессии, в силу особенностей своей работы вынужден часто разъезжать по городу. Неудивительно, что ему хорошо известно, где в столице можно быстро и недорого перекусить. Обедая в заведении, расположенном в деловом центре Минска, мой собеседник говорит, что «подобные закусочные еще лет 30 назад видел во Львове. Тогда они назывались, кажется, «Пирожковыми». В рестораны быстрого обслуживания Сергей Борисович, по собственному признанию, ходит крайне редко...

«Учитывая тот факт, что большинство предприятий общепита принадлежат частным лицам и компаниям и, естественно, их деятельность нацелена прежде всего на получение прибыли, был принят нормативный акт, в соответствии с которым наценка на обеденное меню составляет не более 70 процентов, — рассказывает заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Алексей Богданович. — При наличии суммы в 7 — 8 тысяч рублей вы можете пообедать в ресторанах столицы самой различной наценочной категории: от третьей до люкс». Но, однако, по мнению Алексея Богдановича, «наши люди пока не ходят обедать в рестораны — думают, что там дорого».

Впрочем, стоит разобраться: думают или там действительно дорого? Простые подсчеты покажут, что, питаясь ежедневно в ресторане на сумму в 7 — 8 тысяч рублей на протяжении месяца, из бюджета семьи «уйдет» приблизительно одна треть средней зарплаты. По признанию Сергея Борисовича, питаться в заведениях фаст–фуда ему пока не по карману. Поэтому он, как и многие работники, делает рациональный выбор в пользу столовых. Где «традиционная кухня, доступные цены и хорошее обслуживание».

Удовлетворение потребителей ценовой политикой в столовых понятно. «В Беларуси более половины предприятий общественного питания имеют социальную направленность. В них на продукцию общепита установлены предельно низкие цены. Это позволяет обеспечить доступность услуг питания для всех категорий населения, — рассказывает начальник отдела организации общественного питания Министерства торговли Людмила Вайцехович. — Более того, на 30 процентах производственных предприятий за счет собственных средств осуществляется удешевление питания рабочих и служащих. Внедрена кредитная система расчетов за обеды».

Ради интереса я заглянула в одну из производственных столовых Минска. Меню оказалось и впрямь достаточно «бюджетным». Комплексный обед обошелся всего в 3.500 рублей. Впрочем, атмосфера и интерьер заведения оставляли желать лучшего. Все же для человека XXI века важен не только сам процесс поглощения пищи, но и сервис, обстановка... Однако при среднем заработке выбирать вольны не все. Строитель пойдет в столовую, бизнесмен — в ресторан. Где же найти золотую середину?

Быстро в бистро

Возможно, выход стоит искать в реанимации программы, которую пытались реализовать десять лет назад. По мнению экспертов, белорусская сеть предприятий быстрого обслуживания, представленная на рынке под единым брэндом, имела бы множество плюсов: единая система управления, большой оборот, экономия средств на раскручивании одной торговой марки, ориентация на традиционную кухню и вкусы (по оценкам маркетологов, среди служащих, которые посещают предприятия общепита, основная категория — люди старше 30 лет с устоявшимися вкусовыми предпочтениями). Преимущество единой сети ресторанов быстрого обслуживания и в том, что она может гибко реагировать на запросы потребителей, «играть» на ценах, удешевляя стоимость блюд в зависимости от уровня их популярности.

Многие компании уже давно заметили привлекательность развития ресторанного бизнеса, ориентированного на быстрое и доступное обслуживание, и пытаются занять эту нишу. Так, в Украине относительно недавно появилась сеть предприятий быстрого обслуживания с традиционной украинской кухней «Швидко». Один из крупных игроков в России — компания «Росинтер Ресторанс», сумела занять значительную часть рынка фаст–фуда не только в России, но и на территории других стран СНГ... В Беларуси пока доминируют «иностранные» заведения, предлагающие «быстрые» блюда, которые зачастую значительно отличаются от традиционной белорусской кухни. Свои масштабные сети, к сожалению, в стране пока не созданы. Почему так?

«Рынок ресторанов быстрого обслуживания в Беларуси за последние 2 — 3 года стал заметно более конкурентным, хотя говорить о том, что он стал плотным, еще рано. Медленный рост обусловлен стоимостью таких проектов, которые требуют больших инвестиций. Нужно вложить много средств в покупку оборудования, в дизайн интерьера», — говорит Александр Лесковец, директор одной из «иностранных» сетей быстрого питания, работающей в Беларуси. При этом, по его словам, фаст–фуд сегодня весьма популярен.

Вывод напрашивается достаточно простой: если есть спрос, то должно быть и предложение. Иными словами, белорусским предпринимателям открыто огромное поле для перспективных инвестиций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter