Европейский, евразийский рынки, Китай и Ближний Восток: экспорт нашей мясной продукции уже вырос на 11 процентов, и это не предел

Пища для размышлений

В этом году Беларусь официально вошла в элитный клуб экспортеров из 14 стран, которые имеют право на поставки мясной продукции в Китай. Сертификация предприятий шла небыстро, однако за три месяца с момента первой отгрузки на китайские полки поставили более 100 тонн говядины. Впереди у этого сотрудничества огромные перспективы. Однако далеко не все производители готовы сегодня начинать осваивать новые рынки. «Рэспубліка» разбиралась, куда двигаться мясной отрасли дальше, как работать в ЕАЭС, готовиться к вступлению в ВТО и выдерживать конкуренцию на полках внутри страны и за ее пределами.

География поставок мясной продукции — 17 стран в прошлом году.

Успехи и разочарование

По итогам прошлого года наша страна сохранила позиции в топ-20 мировых экспортеров мяса, при этом по поставкам охлажденной говядины и мяса птицы мы занимаем 7-ю и 8-ю строчки мировых рейтингов соответственно. Несмотря на подобные успехи, стоит сделать ремарку: если вся наша сельхозпродукция поставляется в 92 страны мира, молочка — в 55 государств, то мясная география существенно скуднее. Так, в прошлом году мясо и мясопродукты продавали в 17 стран мира, а в этом экспортеры три страны потеряли. Дело в том, что сертифицировать на поставки за границу и продвигать на полках мясо сложнее, чем, например, молоко. Однако это должно не останавливать, а стимулировать производителей. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов обращает внимание: 

— Самый главный успех этого года для мясной отрасли — поставки в Китай, на один из самых глобальных рынков, который никогда не будет обеспечен собственным мясным производством. В этом году мы уже экспортировали на 1,1 млн долларов, из месяца в месяц объемы растут. И то, что вошли в элитный клуб поставщиков, — здорово. Однако есть и разочарование — диверсификация. Достаточно сложно идет процесс в мясной промышленности. География прошлого года — 17 стран, при этом 97,2 процента экспорта мяса приходится в страны ЕАЭС (95 процентов — в Россию). Да, не скрою, работа по диверсификации требует больших усилий и дополнительных затрат: нужно проходить сертификацию (например, на халяль), выполнять строгие требования, перестраивать производства. 


Минсельхозпрод активно взывает к переработчикам: необходимо делать ставку на продукцию максимально глубокой переработки и внедрять стандарты тех стран, куда мы собираемся продавать. Уже сегодня есть мясокомбинаты, которые практически не торгуют полутушами, и это правильный вектор развития. Гендиректор компании «Сина-Трейд» (продавец белорусского мяса на рынке КНР) Ма Чжиюань в ходе дискуссии на полях III экспортного форума «Беларусь мясная» также назвал главным успехом наших производителей открытие китайского рынка: 

— После аттестации двух производителей говядины за последние три месяца мы экспортировали более 100 тонн говядины без кости скоростным поездом в рамках «Одного пути». Первый контейнер, который прибыл в Китай, торжественно встречали, приготовили из белорусского мяса национальные китайские блюда. Потребители очень высоко оценили качество. Мясо лучше, чем бразильское или аргентинское. Единственный момент, нам бы хотелось больших объемов. Аттестация на поставки в КНР трудная: если в цеху смешано производство свинины и КРС, сертификат наши службы не выдадут. Однако есть еще и вопрос цены. Рынок просто огромен: в прошлом году импорт говядины в КНР составил 716 тыс. тонн, а с учетом поставок в Гонконг — 1,9 млн тонн. Потенциал по росту импорта есть. И мы думаем, что цена здесь будет выше, чем предлагает сейчас Россия. Советую, чтобы все белорусские предприятия были готовы. 

Выгодный интерес 

Эксперты сегодня опровергают сложившийся стереотип по поводу невыгодных цен в Китае. Впрочем, господин Чжиюань не скрывает: когда продукт только выходит на новый рынок, продавать его очень сложно. Местные покупатели с большой осторожностью воспринимают новинки, поэтому первые партии приходилось даже отдавать на реализацию без предоплаты. А для этого нужно обладать финансовым ресурсом, и если компании не аттестованы через Вьетнам и Гонконг, а поставляют продукцию сразу в КНР, цена вначале будет низкой. Однако сейчас на китайском рынке стоимость говядины растет и в ближайшем будущем снижаться не будет. 

Экспорт белорусского мяса и мясопродуктов в 2020 году, как ожидается, будет на уровне 376 тыс. тонн.

По словам Алексея Богданова, под целевые рынки производители внедряют регламенты по разрубу, упаковке и подаче продукции. До конца года 5 сертифицированных птицефабрик планируют получить разрешение на поставки субпродуктов, куриных лапок, голов и кончиков крыла — это популярные продукты в Китае. Помимо рынка КНР, мясокомбинаты призывают обратить внимание и на Вьетнам: за 9 месяцев переработчики уже экспортировали мясной продукции на 3 млн долларов. 

— У предприятий отсутствуют стратегии по выходу на новые рынки, нет передовых технологий в упаковке, обвалке, удлинения сроков хранения охлажденного мяса, калибровки птицы, внедрения требований халяль для растущих рынков мусульманского мира, — перечисляет проблемы Алексей Богданов. — Несмотря на то что удалось согласовать прогнозные балансы по мясу в Россию в 2019 году с ростом на 11 процентов, необходимо понимать: это не обязательство, а индикатор для производителей. Поставки мясной продукции вне стран ЕАЭС сегодня незначительны — менее 3 процентов, а в денежном выражении — 21 млн долларов. Монозависимость от одного рынка вызывает серьезную озабоченность, поскольку отрасль подвержена большим рискам от множества факторов. 

Еще один момент, который стоит помнить производителям, — скорое вступление Беларуси в ВТО. Уже в 2020 году мы можем стать членом Всемирной торговой организации, и здесь важно учитывать риски. Дело в том, что таможенные пошлины на импорт свинины в ЕАЭС в 2020 году снизятся с 65 процентов до плоского тарифа в 25 процентов, также будут отменены и действующие квоты на свинину. Сниженные пошлины по говядине и мясу птицы принял и Казахстан. В Минсельхозпроде проанализировали: сегодня наша говядина, свинина, мясо птицы стоят дороже, чем бразильская или аргентинская продукция. И задача производителей — задуматься о снижении себестоимости. Ведь конкурировать придется не только на внутреннем рынке, но и на внешних. По оценке Алексея Богданова, к 2020 году российский рынок сократится для импортеров более чем на 40 процентов. 

Птица мелкого калибра 

Еще одно выгодное направление, на которое стоит обратить пристальное внимание, — мусульманские страны. Экспортировать туда дает право сертификат халяль, который для наших производителей давно уже не в новинку. Глава представительства SDV Consulting Engineers (ОАЭ) в Беларуси Самир Шаммас вводит в курс специфики рынка мяса птицы в Объединенных Арабских Эмиратах:

— Для нас прежде всего важны сертификат халяль и размер продукции. В ОАЭ есть разные сегменты: тушки весом 0,8—1 кг (это самая ходовая позиция) и 2,5 кг из США (такие продукты поставляют в кампусы для рабочих в разделанном виде). Понимаю, что птицефабрикам тяжело перенастроить производство для выпуска мелкой тушки, это невыгодно. Но, по первичной оценке, у белорусской курицы в разделанном виде есть потенциал. Филе, окорочка — здесь употребляется практически все. Этот рынок можно рассматривать и с точки зрения реэкспорта в Египет, Иорданию. Есть хорошая пословица, которую используют в России и Беларуси: «Глаза боятся — руки делают». Возможно, процесс сертификации кажется сложным, но бояться не стоит. Белорусского производителя ждут на рынке ОАЭ, у нас знают, что есть такая страна. 

Производителей призывают делать ставку на продукты глубокой переработки.

Глава консалтинговой компании AgriFoodStrategies Альберт Давлеев (Россия) делится с нашими компаниями российским опытом: из 6 аккредитованных компаний на поставки мяса в ОАЭ сегодня продают туда только два производителя. 

Остальные игроки недооценили вопросы себестоимости и стоимости выхода на рынок и столкнулись с убытками. Впрочем, добавляют аналитики, у белорусских производителей имидж очень хороший. И чтобы не менять производство, на арабские рынки можно выходить не с целой тушкой, а с частями. Например, со стороны производителей популярной шаурмы имеется огромный спрос на спрессованное куриное бедро. А если учитывать сезонность и ценовую конъюнктуру, можно выгодно поставлять продукцию в 15—20 стран мусульманского мира. Главное, найти правильный баланс между ассортиментом поставок на внутренний рынок и на экспорт. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока «Меркурий» не стал ретроградным

В ближайшие полгода-год произойдет полная интеграция автоматизированных информационных систем «Меркурий» и AITS. 

Интеграция информационных систем позволит исключить сбои в торговле.
VETEGOREVSK.RU
С 1 января этого года в России действует электронная система «Меркурий», которая позволяет отслеживать данные по продукции животного происхождения «от поля до прилавка» в цифровом виде. Созданием прозрачных пищевых цепочек занимаются и у нас: в Беларуси работает собственная автоматизированная информационная система идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения (AITS). Как ожидалось ранее, обе системы должны были быть интегрированы друг с другом еще 1 июля. Однако процесс затянулся. Причины и прогноз на будущее анализирует заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации (Россия) Максим Синельников:

— Процесс идет в плановом режиме, хотя со стороны бизнеса периодически возникают претензии по поводу того, что кто-то чего-то не делает. Операторы двух стран договорились: сначала синхронизируется переход на электронные документы при поставке продовольствия из Беларуси в Россию, а после нового года в электронном виде будут осуществляться поставки из России к вам. Этого сегодня ждут все: и контрольно-надзорные органы, и бизнес, и потребители. Обе системы дают прозрачную информацию о продукции, подтверждают ее безопасность и, самое главное, не искажают торговлю. В информационной системе наших стран предусмотрен подход блокчейн: когда каждый участник в товаропроводящей цепочке отвечает за свое звено, при этом информация не корректируется и не удаляется. Бизнес заинтересован в том, чтобы не было лишних административных барьеров и создавалось доверие друг к другу. Особенно это актуально в тех случаях, когда на российском рынке выявляется продукция якобы под белорусским брендом, хотя на самом деле им не является, но даказать белорусские коллеги этого не могут. Все эти вопросы полностью устраняют обе системы. К сожалению, подходы в ЕАЭС таковы, что каждая страна разрабатывает свои информационные системы, а потом мы их «женим». Отсюда возникают трения и непонимания языка обмена данными. Это серьезная техническая работа, но в целом железо выдержит любые нагрузки. В ближайшие полгода — максимум год все барьеры будут устранены. Белорусско-российские отношения всегда в приоритете. Для россиян продукция из Беларуси — это уже гарант качества и безопасности. 

ЦИФРЫ

В 2020 году мировое производство мяса достигнет 340 млн тонн. В Беларуси к этому году производство вырастет до 1,24 млн тонн (плюс 2,5 процента к уровню 2017-го). Доля мяса и мясной продукции в общих поставках продовольствия составляет 30 процентов, при этом экспорт готовой продукции ежегодно увеличивается на 25—40 процентов. В прошлом году Беларусь продала на внешние рынки 366 тыс. тонн мяса на сумму более 900 млн долларов. За девять месяцев этого года в стоимостном выражении экспорт вырос на 11 процентов и составил 724 млн долларов.

konoga@sb.by

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter