Пища для размышлений экспортеров

Что такое «халяль» и почему им заинтересовались производители

Пока одни производители сельхозпродукции подсчитывают убытки от российских запретов и санкций, другие стараются активнее осваивать новые направления. Однако убедить зарубежных партнеров в безупречном качестве на словах сегодня недостаточно. Нужны сертификаты. Особенно если речь идет о перспективных и премиальных рынках. Получить выгодный билет в 57 стран мира, входящих в Организацию исламского сотрудничества, нашим «прысмакам» поможет «халяль». Для мусульман этот термин — в первую очередь подтверждение соответствия исламским традициям. Такая маркировка означает, что продукция не содержит компонентов, запрещенных для употребления в пищу мусульманами (свинину, кровь и т.д.), и является чистым продуктом «духовного происхождения».


Сегодня все больше наших мясоперерабатывающих предприятий пытаются диверсифицировать экспорт. Несмотря на то что география поставок белорусского продовольствия насчитывает 58 государств, на долю стран так называемой дальней дуги в количественном выражении приходится всего лишь 1 процент. И это при том, что идеальная экспортная формула «30-30-30» давно выведена. Факторов, которые мешают ее применить, довольно много: начиная от слабой конкурентоспособности по цене и заканчивая отсутствием необходимых для зарубежных рынков сертификатов. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия давно агитируют предприятия пересмотреть экспортную политику и повернуться в сторону дальних и дорогих рынков. Впрочем, сложившаяся ситуация с запретами со стороны Россельхознадзора сама подстегивает производителей быть расторопнее и гибче. Все больше компаний обращают внимание на рынки арабских стран. А попасть туда без сертификата «халяль» невозможно. 

Руководитель центра по стандартизации «БелХаляль» Рустам Хасеневич не скрывает:

— Проблемы на российском рынке вынуждают производителей искать другие направления. Сейчас предприятия буквально выстраиваются в очередь, чтобы провести аудит и получить сертификат «халяль». Перспективы здесь большие: качество белорусского мяса, особенно говядины, как признают зарубежные партнеры, намного выше южноамериканского. Поэтому страны Персидского залива, Ближнего и Среднего Востока — это те направления, которые нужно осваивать.


Однако стоит понимать: если получить сертификат производителям молочной или кондитерской отрасли будет несложно, то на мясоперерабатывающих предприятиях могут возникнуть определенные трудности. По словам Рустама Хасеневича, основная проблема наших переработчиков — смешанное производство, а значит, смешанный убой свиней и крупного рогатого скота. Впрочем, единых требований к стандартам «халяль» тоже пока нет. Так, например, Малайзия разрешает перерабатывать мясо на одном оборудовании, однако после разделки и переработки свинины должен быть совершен ритуал очищения. А вот чтобы попасть на рынок стран Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), необходимо, чтобы в цехах предприятия в принципе ничего связанного со свининой не было. 

— Между тем на многих предприятиях можно физически разделить линии по разделке и производству свинины и говядины, — продолжает Рустам Хасеневич. — Достаточно, например, просто поставить перегородку между двумя линиями в одном цеху, а также сделать так, чтобы маршруты по линиям не пересекались (выделить отдельные холодильники, отдельный цех обвалки). Большинство мусульманских стран примут сертификат «халяль» с такого комбината. 

Схожую работу сейчас проделал Слонимский мясокомбинат. В 2012 году этот производитель стал вторым в стране после агрокомбината «Дзержинский», который получил заветный сертификат. Документ выдается на один год и требует регулярного подтверждения. Недавно комбинат получил очередной пропуск на рынок мусульманских стран: аккредитовывали предприятие специалисты из Египта и Ирака, они поставили производителю 10 баллов из 10. Заместитель директора по коммерческим вопросам Слонимского мясокомбината Наталия Калиновская вспоминает начало «халяльной» эпопеи:

— В 2012 году мы получили сертификат «халяль» для поставок в Иран. Отправили туда небольшую партию. Партнерам наша говядина понравилась, был заключен контракт на миллион долларов. К сожалению, реализовать его не удалось: при очередной аттестации ветврачи Ирана не выдали разрешение. Все это время шла активная работа над диверсификацией поставок, мы рассылали много предложений, подключали наши посольства в арабских странах. Сейчас ведем переговоры о поставках говядины в Иран через Азербайджан, активно обсуждаем ассортимент и ценовые вопросы с партнерами в Ираке, ищем возможности выхода на рынок Египта.

Ожидается,что в течение марта получит сертификат «халяль» ООО «Велес-Мит» (Молодечно). Начала работу над получением документа компания «Старфуд» (Брест). Здесь в цеху производства «халяльной» продукции собираются вообще исключить свинину и использование свиных и других запрещенных у мусульман компонентов. Одновременно проходит очередную сертификацию агрокомбинат «Дзержинский», на очереди — Витебская бройлерная птицефабрика. Кроме того, документ может появиться у одного из производителей детского питания. Проведена определенная работа и со Сморгонским молочным комбинатом: предприятие рассчитывает получить сертификат «халяль» на сухие молочные продукты, что позволит расширить географию экспорта. 

И производители, и эксперты, занимающиеся стандартизацией, признают: качество белорусского мяса гораздо выше, чем бразильского и аргентинского. Но вот по ценовому фактору мы пока существенно проигрываем крупнейшим поставщикам продукции «халяль». 


— Главные экспортеры — страны Латинской Америки, там много мяса, оно дешевое. И хотя качество нашей продукции гораздо выше, конкурировать на внешних рынках с ними трудно, — говорит Рустам Хасеневич. — Во-первых, белорусское мясо получается дороже. Во-вторых, заходить на рынки мусульманских стран нужно с агрессивным маркетингом, конкуренция там огромная, постоянно меняются ассортимент и цены. 

Есть вариант поставлять «халяльную» продукцию и в Россию, но сами переработчики признаются: сейчас нужно становиться менее зависимыми от соседей. Так, может, стоило бы обратить внимание на внутренний рынок? Увы, емкость его не оценена. Как сказали на одном из мясокомбинатов, перестраивать линию для разделки 2—3 туш нет смысла. Тем не менее в нашу страну приезжает все больше туристов, многие из них мусульмане. Им найти «халяльные» продукты бывает довольно сложно. Хотя уже сейчас все больше торговых сетей понимают и видят перспективу в этом сегменте и готовы открывать специальные «халяль»-отделы. 

КСТАТИ

Требования к продукции «халяль», процессам ее производства, хранения, транспортирования, реализации и маркировки планируется установить в стандарте. Этот вопрос сейчас находится на стадии рассмотрения.

konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?