Писательство - это всегда "вызов богам"

.
...Возле подъезда многоэтажки меня встретила дружелюбная болонка. Я не обратила бы на нее никакого внимания, если бы собачка не проскользнула в подъезд, уверенно устремившись вверх по лестнице впереди меня. На пятом этаже Анатолий ДЕЛЕНДИК уже стоял в дверях своей квартиры, ожидая, как выяснилось, нас обеих. "Это Анна, - сказал драматург, указывая на собачку. - Можно - Нюша. Восемь лет назад знакомые нашли ее на улице. Хотели оставить себе, тем более что у них уже была большая собака. Так эта малышка ее просто загоняла... А у нас дома никакой живности не наблюдалось, и Нюшу предложили нам... Вы проходите в комнату, располагайтесь..."

- Имя ей дочка придумала, - устраиваясь за круглым рабочим столом, Анатолий Андреевич продолжает тему, начатую в прихожей. - Но все 8 лет ухаживать за Нюшей приходится мне. Я ее и кормлю, и выгуливаю... Хотя, с другой стороны, в этом есть свои плюсы. С собачками-то у нас в основном женщины гуляют, так что благодаря Анне у меня очень много знакомых женщин!

- А женщины для вас - это неиссякаемый источник новых сюжетов?

- Видите ли, материал собираешь повсюду. Бывает, что и так. Но мне гораздо интереснее изучать женский характер сам по себе, работать над женскими образами - именно поэтому я и согласился написать сценарий к "Анастасии Слуцкой". Представляете, 30-летняя женщина, которая отважно выезжала сражаться с татарами, сама возглавила ополчение после смерти мужа, хотя к ней сватались очень многие... Но она всем отказала. Потому что "дважды два - четыре" - это всегда мужчина, а женщина - это, как правило, "четыре с половиной", даже все пять!

- Не скажите! Порой и среди мужчин встречаются полноценные "пятерки"...

- Тогда это ближе уже не к драматургии, а к моей первой профессии. Я ведь много лет работал в психиатрической больнице, хотя писать начал еще в мединституте.

- Слишком много "историй болезни" претендовали на литературные сюжеты?

- Напротив. У меня был знакомый адвокат, так я ему все завидовал: столько интересных дел проходит через его руки, такой материал пропадает! "Пиши!" - говорил ему. А он: "Не могу я писать о том, что так близко". Вот и у меня то же самое... Хотя психиатрию выбирал не без умысла. Когда в институте пришла пора определяться с будущей специализацией, я и подумал: что в медицине ближе всего к литературе?.. Но "по мотивам" первой профессии у меня только одна пьеса - "Ночное дежурство".

- А как же "Вызов богам"?

- Ну, это история не о болезни, а о любви. Любви, которая способна даже самый тяжелый диагноз победить, - так и в жизни нередко бывает. Кстати, в свое время эту первую мою пьесу поставили 109 театров Советского Союза. И коллеги-медики стали относиться ко мне с особенным уважением после того, как увидели ее на сцене Купаловского театра. А руководство больницы, наоборот, все это очень раздражало, хотя писал я в основном по выходным, а в литинституте учился заочно. Но медицину я решился оставить только после того, как меня пригласили в сценарно-редакционную коллегию "Беларусьфильма": понял, что три занятия одновременно - уже чересчур.

- По вашим сценариям снято 6 фильмов - а это немало...

- И еще 7 или 8 ждут своего режиссера. Последний сценарий - о князе Михаиле Глинском, который дважды сватался к Анастасии Слуцкой. Очень непростой мужчина. Анастасия - это только маленький кусочек нашей истории, Глинский же - настоящая махина. Я постарался показать масштаб этой личности так, как князь Михаил того заслуживает, - действие у меня происходит в Кракове, Москве, Вильно, в интригах Глинского участвуют король Александр, Сигизмунд, Василий Третий, Елена Глинская, ставшая матерью Ивана Грозного... Я думаю, в ближайшие годы этот фильм будет снят, поскольку проектом заинтересовались уже не только на киностудии.

- А сейчас вы что пишете?

- Сразу несколько пьес - комедийных. Пускай их даже не ставят - я все равно работаю. Зрители знают только 17 моих пьес, а непоставленных у меня ведь не намного меньше. Жена иронизирует, предлагает "завязывать с этим бесполезным делом", говорит: "Может, тебе лучше вахтером куда-нибудь устроиться, все-таки 70 лет уже?.." Так я пробовал "завязывать"! Было дело, знакомые подбили: в Польшу ездил, в Китай, товары продавал... Так не мое это - я даже в магазине сдачу никогда не пересчитываю. И уже не говорю о том, что никакого удовольствия от жизни в пору своей "коммерческой деятельности" не получал, болезни навалились всякие... А писательство, знаете, держит как-то. Год назад я попал в больницу, делали операцию. Приходил в себя - и тянулся к блокноту. Лечился собственным методом. Литература - моя щепка в море. И не просто щепка, а щепка под парусом или с мотором. Такую жизни труднее пошвырять...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter