В Минск приехал один из самых продаваемых писателей Франции, автор "Нежности" Давид Фонкинос

Писатель должен быть любопытным

После первого успеха в родной Франции журналисты из ежедневника Le Figaro сравнили Давида Фонкиноса с Вуди Алленом. Не только из–за очков. Романы обаятельного выпускника Сорбонны по–алленовски глубоки, деликатны и очень смешны — может, поэтому Фонкинос входит в топ самых продаваемых писателей. Волна популярности и обожания накрыла его после книги «Нежность» — романтической истории любви потерявшей мужа Натали и ее скромного коллеги Мариуса. В 2011–м Давид на пару с братом Стефаном закрепили успех, экранизировав эту самую «Нежность» с Одри Тоту в главной роли. Фильм получил две премии «Сезар» и добавил в трудовую книжку Фонкиноса сразу два пункта: сценарист и режиссер. В 2012–м он заседал в жюри Минского международного кинофестиваля «Лiстапад». С тех пор, говорит, с нашей страной у него случился самый настоящий роман. На днях Давид Фонкинос приехал в Беларусь в четвертый раз.

ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО

График встреч не ограничился только Минском. В самый романтичный день года, 14 февраля, 43–летний писатель встретился со студентами Могилевского университета, а чуть позже заглянул на огонек и в Минский лингвистический. Перед мастер–классом найти на прилавках столичных книжных магазинов хоть один экземпляр из его 15 романов оказалось непросто: поклонники скупили все что нашли. В ряды фанатов записались и корреспонденты «СБ».

— Господин Фонкинос, признайтесь, вам льстит сравнение с Алленом?

— Конечно, он для меня образец. Учитель, чье творчество очень повлияло на мое. Во всех моих книгах, кроме «Шарлотты», много юмора, который критики почему–то воспринимают как умный. Может, это потому, что я учился в Сорбонне? Найти ответ не могу до сих пор.

— Вы выпускаете по книге в год. Каждая — миллионными тиражами и с урожаем литературных премий. Дайте совет белорусским писателям, как выйти к читателю быстро и без потерь в качестве?

— Последнее время по книге в год уже не получается. Старею, наверное. А вот раз в два года — это пока вполне по силам. Давать советы мне сложно, общей методики нет. Самое главное — быть свободным в своих мыслях. И быть любопытным. Кроме того, писательством нужно жить. Я, например, не смог бы существовать, если бы не сочинял, хотя у меня уже достаточно денег, чтобы больше не работать.

— До «Нежности» у вас вышло семь книг, но выстрелила именно эта. Почему, как думаете? Что особенного в этой истории?

— Сложно понять, я сам удивляюсь. Если бы знал, что так дело пойдет, написал бы ее раньше. До того как мне исполнилось 35, мои книги мало продавались. И это странно лично для меня, потому что они совершенно безумные, в них много иронии и стеба. А «Нежность» почему–то получилась сентиментальной, хотя такой установки: «хм, сяду–ка я и напишу историю о любви и женственности», у меня не было.

— Может, за эту популярность вам стоит сказать спасибо в том числе и Одри Тоту, которая так прекрасно сыграла Натали?

— Сначала появилась книга, а только потом кино. То есть популярность с экранизацией никак не связана. Сделать кино было идеей моего брата Стефана. Он как–то сказал: «А ведь из этого может получиться хороший фильм». Я написал сценарий, и — о чудо! — Одри Тоту понравилась наша история. Она вообще удивительная. Очень глубокая, интеллигентная, умная. Хотя сейчас мне все это кажется очень далеким, все–таки 7 лет прошло.

— Так, может, Беларусь вдохновит вас на новый, не менее острый сюжет?

— В каждый из своих приездов я получаю определенный заряд энергии. Мне действительно здесь очень комфортно и хорошо. Долгое время провел в Минске, когда меня пригласили в жюри «Лiстапада». Пообщался в том числе и с Андреем Звягинцевым, который в тот год был председателем судейской коллегии. Работа жюри — это чистая магия, потому что каждый день приходится смотреть кино высочайшего уровня. Разве ж дома на диване себе такое позволишь? Так что приглашайте еще, с удовольствием присоединюсь.

А что касается вдохновения... Я очень люблю живопись. Может, поэтому я был настолько чувствительным к Шарлотте Саломон. Ее творчество в то же время еще и роман, потому что есть много литературного текста, который сопровождает ее картины. Они рассказывают историю и этим ценны. Шагал и Малевич — то, чем вы можете гордиться. И написать о них не одну свою историю. Кстати, это хорошая идея для молодых авторов. Вы спрашивали, как раскрутиться? Вот вам основа. А дальше — только дело рук и ума.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter