О майской премьере "Радзiва "Прудок" и не только

Писать сценарии легко

В кассах Купаловского театра переполох. Пару дней назад режиссер Роман Подоляко объявил о майской премьере «Радзiва «Прудок» по Горвату. Поклонники писателя неистовствуют, скупают билеты на камерную сцену точно так же, как год назад выстраивались в длинную очередь в театральную кассу за его книгой. Приятно видеть, как люди тянутся к настоящему.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Зрителей не проведешь. Можно ежегодно устраивать пышные театральные фестивали и конкурсы, но если нет человека, который умеет писать популярные современные тексты, структурные нагромождения не приносят результата. Модный блогер Юрий Дудь снял пронзительный фильм в память о Сергее Бодрове. В интервью Бодров–старший рассказал, что, когда его сын собрался поступать в ГИТИС на сценариста, он его отговорил одной только фразой: «Писать сценарии легко. Я научу тебя это делать за день. Важно другое — понимать, что ты хочешь сказать, о чем поведать».

Замечали, может быть, как часто мы не умеем кратко сформулировать свою просьбу или мысль? Глядя друг другу в глаза и даже в телефонном разговоре. Сотрудник госучреждения в сетевом журнале недавно описала ситуацию: «Озвучить проблему, которую человек пришел решить и мы должны ему в этом помочь, посетитель не способен. Все сводится либо к бессвязному лепету, либо к элементарному хамству, грубости, истерии». Именно поэтому, когда появляется писатель, способный воспеть эту нашу природную интровертность и неумение формулировать собственные желания, к нему тянутся читатели, радуются его умению ловко подмечать и по–доброму сочувствовать нашему бытию. Андрусь Горват рассмотрел в нас хуторскую начиночку, наши косноязычие и хитроватость и много чего еще. Популярность его книги «Радзiва «Прудок», пережившей три переиздания, говорит сама за себя.

Конечно, это безумно интересно, сумеют ли режиссер Роман Подоляко и три актера, занятые в постановке — Михаил Зуй, Дмитрий Есеневич и Светлана Аникей, повторить чудесный горватовский успех. Во всяком случае, то, что я услышала на пресс–конференции, предварившей майскую премьеру «Радзiва», меня отогрело. За последние лет пять мы ни разу вот так запросто — журналисты, критики и актеры — не собирались вместе, чтобы поговорить, подискутировать о новой премьере, задать друг другу серьезные вопросы. Я увидела перед собой молодую мобильную команду единомышленников, которые пытаются донести журналистам и зрителям то, что их действительно волнует. И получают мгновенный отклик — билеты раскупаются задолго до премьеры.

В конце прошлого года Роман Подоляко подал свой проект «Радзiва «Прудок» на конкурс режиссерских экспликаций в Министерство культуры и стал одним из шести лауреатов, получивших грант на постановку. С приходом нового министра — Юрия Бондаря — похоже, вновь забрезжила некая надежда на обратную связь людей творческих с руководителями из госструктур. Молодых драматургов, режиссеров и писателей приглашают к диалогу. На киностудии и в министерстве участились встречи, что производит благоприятное впечатление. От сценаристов ждут большей смелости, активности, новых идей. В последние годы мы, это правда, сильно атомизировались, превратились в этакие точки на временной оси, как сказал бы драматург Дмитрий Богославский. Очень хочется верить, что из структуры, обслуживающей население, театр сегодня на наших глазах вновь обращается к своему традиционному статусу — храму искусства.

viki@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter