«Пиридайте сваим туристам…»

Никогда не садитесь в Египте на верблюда. Эта притча во языцех известна многим туристам...

Как  вкусить  восточной  экзотики  и  не  остаться  без  гроша  в  кармане?

Никогда не садитесь в Египте на верблюда. Эта притча во языцех известна многим туристам. Вас будут катать, бесплатно фотографировать. А вот за то, чтобы слезть на землю, придется отдать бедуину все до последнего гроша. Оказалось, в Египте это правило действует во многих сферах, где неопытные и доверчивые туристы имеют дело с местным населением.

Туризм — третья по величине статья доходов в Египте  (на первом месте Суэцкий канал, на втором — нефть). При всех неоспоримых «заслугах» великих пирамид, коралловых рифов и жаркого солнца немалую лепту в бюджет вносят бойкие уличные торговцы, таксисты и простые служащие отелей, которые стараются под любым предлогом выманить лишний фунт у наивных иностранцев. Причем делают это порой самыми изощренными способами.

В Хургаде почти на каждом углу туристов поджидает продавец или хозяин сувенирной лавки. Он же зазывала и разводила в одном лице. Спокойно пройти мимо просто невозможно.

— Хэллоу! — непременно окликнет он тебя. И далее: — Эй, ты руски? О, руссо туристо, облико морале! Как дила? Как зовут? Захади, у меня есть все для тебя.

Стоит только улыбнуться или что-то ответить, как этот потомок Тутанхамона уже тянет тебя за руку, достает с полок сувениры, угощает чаем каркаде, мажет локти маслами и духами. Наконец, только чтобы отвязался, покупаешь какую-нибудь пирамидку, а на следующий день находишь в другом магазине точно такую же в три раза дешевле.

Первое, что удивляет в мелких магазинах Египта, — на товарах нет ценников. Что почем, надо спрашивать у продавца. При этом предложенная цена зависит от твоего цвета кожи. Бледного новичка могут обдурить в два счета, а вот с загорелыми туристами ведут себя осторожнее. Принято торговаться. Только так можно сбить цену в 3—4 ра-за. Бывалые туристы поделились с нами одним без­отказным рецептом шопинга. Услышав любую цену, надо демонстративно выразить свое возмущение и покинуть магазин. Причем идти с такой скоростью, чтобы торговец успевал бежать за вами вслед и выкрикивать цены на понижение (зачастую оно так и происходит). Когда он назовет подходящую — вернуться и купить. По такой схеме мы действовали, когда один ушлый лавочник заломил цену в 32 фунта за килограмм винограда (нормальная цена — 7 фунтов (полтора доллара).

— Ну если бы вы купили по 32, я бы завтра отдыхал, — объяснял нам улыбчивый Хасан…

Притчу про верблюда я вспомнил уже на второй день отдыха в Хургаде. Мы с друзьями решили развлечься на дискотеке. На улице нам дали пригласительный билет. «Вход, музыка, танцпол и столики — все бесплатно» — гласила надпись. За деньги здесь были только напитки в баре. Долго сомневались, нет ли подвоха, и все же переступили порог. Стоит ли удивляться, что выход из этого заведения оказался платным? Трюк по выколачиванию денег с нами провернули весьма изящно. Минимальный заказ на одного человека — 30 фунтов (это почти 6 долларов). Табличка с такой информацией появилась на дверях уже после начала дискотеки. Пришлось немного переплатить, хотя заказывали только по стакану сока. Конечно, сумма невелика, но дело-то в принципе. Сколько можно чувствовать себя в дураках? После этого случая на дискотеки мы не ходили.

Местные деньги — фунты и пиастры. Последние, как назло, бывают и металлические, и бумажные. Распространен такой обман. К примеру, покупаешь какой-нибудь сувенир за 50 фунтов и даешь продавцу сотенную банкноту. А он тебе сдачу — замусоленную бумажку пиастров с цифрой 50… Правда, этот трюк можно провернуть лишь с теми, кто только что прилетел на отдых.

C таксистами надо также держать ухо востро. Показательный случай произошел с нашим другом из Москвы Антоном. Он поймал такси, чтобы подъехать два километра от отеля до Макдоналдса. Водитель запросил 10 фунтов, а у нашего приятеля в кармане только стофунтовая купюра. Таксист кладет ее себе в карман и молча сидит. Антон хлопает его по плечу: давай сдачу. Тот прикидывается валенком: дескать, мы уже в расчете. Наконец сует 50 фунтов и 5 евро (путать туристов на курсах валют — местное развлечение) и заявляет: «Ты мне с этих денег должен еще 20 фунтов». Антон в замешательстве дает 50 фунтов (хотя должен на самом деле таксист), но вместо 30 получает 20: другой сдачи как будто нет. В итоге вместо 10 фунтов наш приятель отдал таксисту 45.

Все машины такси в Хургаде выглядят одинаково, а запомнить номер с арабской вязью европейцу просто невозможно. Поди докажи потом, что тебя ободрал именно этот таксист. Зато всегда можно припугнуть полицией. Ее здесь на самом деле боятся.

Не могу не рассказать вкратце о дорожном движении в Египте. В Хургаде я видел всего пять дорожных знаков, все что-то запрещали (стоянку, парковку или подачу звуковых сигналов), при этом не заметил ни одного знака приоритета. Водители почти не показывают сигналы поворота. Вообще, машины двигаются по улицам, подобно футбольным мячам, выброшенным в горную реку. Но лишь на первый взгляд кажется, что на дорогах царит полный хаос. У египетских водителей есть свой язык — определенный ритм нажатий на сигнал, моргания фарами и жесты левой рукой из открытого окна. Интересная особенность: в Египте почти все машины поцарапанные. Причем арабы совершенно нормально к этому относятся, они шаркают машины друг друга, машут рукой из окна: мол, все в порядке? И едут дальше. А вечером девять из десяти водителей не включают ближний свет фар. Как ни курьезно, за неделю я не видел ни одной аварии, тем не менее от дальних экскурсионных поездок мы все же отказались. И было чего опасаться: буквально в день нашего вылета на родину по дороге в Каир разбился автобус с туристами из России…

Гид Магди со стороны принимающей турфирмы долго рассказывал о том, как местные жители обманывают туристов, при этом сам разводил нас по полной программе. В оте-ле он зачитал нам письмо — его  якобы прислали по электронной почте из московской страховой компании, от которой у нас был полис. Дескать, если мы будем заказывать экскурсии у посторонних лиц, то на страховку рассчитывать не придется. Поэтому покупать экскурсии надо только у принимающей фирмы. На словах все выглядело убедительно, пока мы не попросили у Магди распечатку письма. И были в шоке от грамотности «московских страховщиков»: «Пиридайте сваим туристам, что бы они ни покупали экскурсии…»

Оказалось, возможность поживиться за счет туристов не упускают даже эмигранты из России. Например, в экскурсионной поездке по городу гид Елена нахваливала один из магазинов, где «самые лучшие цены» и «самый широкий выбор», а под вечер водитель любезно остановил автобус у его порога. Цены действительно отличались — все было на пять-десять фунтов дороже, чем в супермаркетах. Тогда нам стало понятно, о чем так весело в тот вечер беседовала наш экскурсовод с хозяином магазина.

Можно рассказать еще несколько историй, но пора сделать важную оговорку. Все эти приключения никоим образом не омрачают впечатлений от Египта, который запоминается, естественно, бесподобным морем и мистическим наследием древности. Просто, отправляясь в какую-либо страну, надо быть в курсе местных особенностей и традиций. Тогда отдых не превратится в череду раздражений. Справедливости ради надо сказать, что среди торговцев и таксистов нам встречались и бескорыстные люди. Например, один угостил всю нашу компанию чаем каркаде и подарил банановые папирусы (пусть не настоящие, но все-таки приятно). Другой, узнав, что я журналист, дал местную газету. Третий, когда мы презентовали ему немного белорусских денег, сделал неплохую скидку на сувениры (многие лавочники коллекционируют валюту разных стран, но белорусские банкноты любят особенно — на них много нулей).

Большинство арабов очень дружелюбны и кажутся чересчур назойливыми и подозрительными лишь на первый взгляд. Главное — найти с ними общий язык. И тогда контакт с местным населением лишь добавит колорита отпускнику и, быть может, чему-то научит. По крайней мере, опыт общения с туземцами для нас не прошел даром. По пути домой в аэропорту Домодедово нам предстояло разыскать пляжные зонты, которые при вылете в Египет не попали на борт самолета по вине авиакомпании. Нас пытались заставить заплатить штраф за то, что зонты находились в камере забытых вещей. Но, как ни странно, даже здесь «развести» на деньги не удалось.

Большой фоторепортаж о путешествии в Хургаду смотрите ЗДЕСЬ (первая часть) и ЗДЕСЬ (вторая часть).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter