Пираты XXI века

Верховный суд в прошлом году рассмотрел 28 дел по спорам, связанным с защитой авторского и смежных прав
Верховный суд в прошлом году рассмотрел 28 дел по спорам, связанным с защитой авторского и смежных прав

Рукописи не горят, а идеи не растворяются бесследно в воздухе. Их присваивают интеллектуальные пираты. Плагиат в последнее время стал едва ли не хорошим тоном. Заимствование прочно вошло в арсенал приемов и методов некоторых «авторов». О широкой известности и богатстве грезят многие. Пусть книга будет в богатом переплете и с золотистым тиснением на обложке, читателю ведь невдомек, что содержание полностью или частично украдено. Но неужели авторские права отменили?..

Наверняка эта утопия пришлась бы по душе многим. В век Интернета интеллектуальное воровство постепенно набирает обороты. Люди искусства и науки, вместо того чтобы творить и созидать, все чаще вынуждены отстаивать свое честное имя в суде и защищать авторские права. Немного статистики. В Верховном Суде в 2003 году на рассмотрении находилось 13 дел по спорам, связанным с защитой авторского права и смежных прав, в 2004–м — 21, в 2005–м — уже 28 дел. Тенденция, которая просит не риторических вопросов, а обстоятельных ответов.

...Телевизионный эфир на старый Новый год гремел музыкальными аккордами. Модная нынче группа «Uma2rman» затягивала один из своих лиричных хитов, где–то «зажигала» мультяшная Глюк’оzа. А на одном из российских телеканалов Александр Буйнов с чувством исполнил старую добрую песню «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся». Однако в титры закралась ошибка (умышленная?): по мнению телевизионщиков, слова песни написал известный российский музыкальный продюсер. Можно представить чувства, которые испытывал в тот момент настоящий автор слов, белорусский поэт–песенник Олег Жуков. В советские времена он с Юрием Антоновым услышал музыку венгерского композитора Виктора Гаваши. Мелодия сразу понравилась, и вдохновленный Жуков написал на нее стихи для Юрия Антонова. Шлягер покорил многих. Увы, его создателю по сей день приходится отстаивать право на авторство.

— Конфликт возник еще десять лет назад, в 1996 году, — не скрывает досады Жуков. — Тогда «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся» в телевизионном эфире исполнил Юрий Николаев. Я, было, обрадовался: значит, песня живет и через столько лет! Но с изумлением заметил, что в качестве автора указан совершенно другой человек. Вместе с Белорусским авторским обществом мы обратились на телеканал. Конфликт был улажен, мне выплатили гонорар, и судебную тяжбу я решил не затевать. Однако спустя десять лет та же телекомпания снова дала мне пощечину. На этот раз песню спел Александр Буйнов. И опять в авторах значился старый знакомый. Сколько еще можно терпеть! На этот раз просто так не оставлю и готов даже судиться.

Не менее обидный случай произошел с народным артистом Беларуси композитором Валерием Ивановым.

– Четверть века назад я написал музыку к фильму «Тихие троечники», в том числе и по сей день популярную песню «Ты, да я, да мы с тобой», — вздыхает Валерий Кириллович. — Эта песня известна от Еревана до Магадана. Все знают, что музыка моя, а на DVD–дисках в авторы музыки почему–то записали некоего Зоткина. Я даже не знаю, кто это! Какой–то Зоткин собирает мои гонорары. Обидно!

Известный минский скульптор Владимир Жбанов тоже вспомнил, что у него в свое время, как ему показалось, украли несколько композиционных решений.

– Вскоре после посещения «коллег» я увидел свои решения воплощенными в жизнь. Но как доказать? — разводит руками художник. — Я даже не пытался это оспаривать. То были маститые скульпторы, а я еще никому не известный ваятель... Кто бы мне поверил?

Впрочем, от плагиаторов страдают не только люди искусства. С такой же проблемой сталкиваются ученые, журналисты, создатели интернет–сайтов. Вопиющий факт потряс научную общественность в середине 80–х годов прошлого века. Американский ученый Холлис Чен позаимствовал у белорусского физика Федора Федорова несколько монографий и объединил их в одну книгу. Сомнений не было: американец списал монографии от корки до корки вместе с неминуемыми опечатками. Чен присвоил более 1.000 формул и даже позаимствовал рисунки! Ученики Федорова утверждают, что академик сильно переживал и этот случай отнял у него не один год жизни.

А вот главный научный сотрудник Института физики им. Степанова НАН Беларуси Евгений Докторов, уличив в плагиате «коллег» одной из стран южной части Европы, наоборот... воодушевился.

– Однажды в престижном американском научном журнале «Физикал ревью» натолкнулся на интересную работу, вчитался и вдруг понял, что где–то я это уже видел, — вспоминает Евгений Владимирович. — На второй странице осенило, что это мой труд, опубликованный в английском журнале десять лет назад. Но зачем расстраиваться по пустякам? Напротив, я расцениваю факт плагиата как отличную оценку моей работы: значит, она актуальна и интересна даже через много лет.

Чтобы написать статью, Докторову пришлось около трех месяцев напряженно работать и выполнить множество утомительных расчетов. Жулики от науки просто–напросто заменили в формулах один из символов идентичным. На недоуменное письмо белорусского ученого в «Физикал ревью» реакция была мгновенной: в журнале опубликовали опровержение, а немного погодя директор университета, в котором работали «авторы», связался с физиком из Национальной академии наук по электронной почте и принес извинения.

Словом, недоразумение устранили. Но что заставило европейских ученых покуситься на чужое? Молодые физики изобрели наивное объяснение, мол, статью ошибочно сочли за свою и опубликовали. Корни такого отношения к интеллектуальной собственности можно попробовать найти в университетских стенах. Некоторые студиозусы запросто используют в своих работах не свои идеи. Им даже невдомек, что следует сделать ссылку на первоисточник! Скачивают рефераты, курсовые, дипломные работы из Интернета, присваивая мысли других...

Закоренелых списывальщиков в белорусских вузах давно объявили вне закона. Как правило, преподаватели хорошо знают все сайты и работы по своей теме в Интернете. «Неуд.» и пересдача — адекватное наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности. Некоторые наши университеты и вовсе отказались от рефератов.

Но кроме курсовых и дипломных работ, по мнению юристов, лакомым кусочком для плагиаторов являются музыкальные произведения и газетные статьи. Чем легче украсть интеллектуальный продукт, тем охотнее его присваивают воришки. А развитие Интернета породило еще один вид плагиата: в последнее время виртуальные гангстеры все чаще заимствуют дизайн и структуру сайтов, размещенные на них иллюстрации.

— Такое происходит постоянно, причем последний случай был буквально несколько месяцев назад, — рассказывает главный редактор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях Виталий Шуравко. — В течение трех лет изо дня в день мы кропотливо создавали каталог, в котором описаны модели мобильных телефонов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, карманных компьютеров и их характеристики. Разработчики одного белорусского сайта не придумали ничего лучше, как просто скопировать каталог. Конечно, приятно, что на наше мнение ориентируются, но ведь кто–то бесплатно пользуется результатами интеллектуального труда. Это несправедливо!

Кажется, с развитием высоких технологий вопросы плагиата станут еще более актуальными. Но что считать сегодня нарушением авторских прав? Ведь не всегда можно однозначно заявлять, что похожее произведение искусства или прибор — плагиат. История науки знает удивительные совпадения. Помните изобретение лампочки Яблочковым и Эдисоном? А радиоприемник Попова и Маркони? Создание квантовой механики тоже одновременно причисляют и Гейзенбергу, и Шредингеру.

— Несправедливыми и необоснованными обвинениями можно унизить человека, сломать ему карьеру, — уверена главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии Нина Гулько. — Да, технические ошибки порой встречаются в работах. Например, иногда ученый забывает сослаться на книгу или статью. В прошлом году ВАКу пришлось отклонить 4 процента докторских и 14 процентов кандидатских работ, однако ни одного случая плагиата выявлено не было. Как правило, до нашей комиссии списанные работы не доходят, а плагиаторов вычисляют на ранних стадиях.

Есть и еще одна проблема. Явный плагиат — случай очень редкий. Жуликам достаточно завуалировать несколько фактов, и доказать нарушение авторских прав будет практически невозможно. Ведь украсть газетную статью или принцип изобретения — не то же самое, что умыкнуть на рынке авоську с яблоками. Автор может даже не подозревать, что кто–то позаимствовал его интеллектуальный труд. Как защититься? Древние греки на своих произведениях ставили клеймо, которое потом трансформировалось в значок копирайт. К сожалению, эта отметка сегодня не преграда для интеллектуальных пиратов.

Выход? Можно попробовать отстоять свои права в суде. Но это адвокаты, немалые денежные траты, потраченные время и нервы. Многие, предвидя издержки и неудобства, решают не затевать судебную тяжбу. Благо, кроме юридических, есть и другие способы воздействия на плагиаторов. В науке, скажем, решающую роль играет общественное мнение. Информация среди ученых, работающих в одной области, разносится мгновенно во все точки планеты. Обманщики, которых уличили в плагиате, не смогут опубликоваться ни в одном приличном журнале. Их не пригласят ни на одну серьезную конференцию, а при встрече не подадут руки...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter