Пиратский паспорт и небоскреб на воде: 10 фактов о моряках

В 2010 году государства, входящие в Международную Морскую организацию подписали в Маниле резолюцию о появлении нового праздника – Дня моряка. Он посвящен не только морякам военного флота, но и тем, кто служат на торговых суднах и тем, кто только готовится поступить на службу мореплавателя. Рассказываем вам самое интересное о профессии покорителя морей.

1. Татуировка как защита

У моряков тату считалось оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела рисунками стала известна благодаря капитану Джеймсу Куку и его команде, которые посетили острова Полинезии в Тихом океане. По возвращении из длительного путешествия, Кук привез не только слово «тату», но и одного из местных жителей, чье тело украшало множество рисунков – Великого Омаи.

Самыми популярными татуировками у моряков считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. Также на тело наносили религиозные символы, к примеру, распятие. Они не только приносили удачу, но и в случае смерти моряка давали понять, какой тот был веры и по каким обычаям его нужно хоронить.

2. Искусство узла

Каждый уважающий себя моряк был обязан уметь вязать множество узлов, причем многие из них приходилось делать в темноте, во время шторма, либо на огромной высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они были сделаны в эпоху неолита. Узлы были чуть ли не самой важной часть корабля, ведь от них зависела безопасность судна. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. 

3. Документы на пирата

В Англии пираты часто имели каперские свидетельства – документы, которые подтверждали факт, что они являются морскими разбойниками, и разрешали грабить неприятельские суда. Чтобы получить такой документ, капитан корабля должен предоставить справки от родителей и священника о своём безукоризненном (без сарказма) моральном облике.

4. Легальный разбой

Многие главы государств поощряли атаку на те или иные суда со стороны пиратов, особенно если те принадлежали стране, с которой велась война. К примеру, английская королева Виктория поощряла пиратство против кораблей Испании.

5. Оберег на мочке уха

Моряки верили, что серьга в правом ухе работает как оберег от ревматизма и ухудшения зрения. Их размер также имел значение. Большую серьгу из золота носили те, кто прошел около мыса Горн, который славился штормами и цунами. Мореплаватель, прошедший через такое испытание не только имел право на бесплатную кружку любого напитка в кабаке, но и мог класть ноги на стол без претензий со стороны норм этикета.

6. Никаких женщин!

Самое известное поверье, что женщины на судне приносят несчастья имеют разные корни. Один из наиболее известных – считалось, что между кораблем и женщиной может возникнуть ревность, ведь в те времена судна часто называли женскими именами. Парадокс в том, что в языческих культах именно женщины-богини являлись покровительницами моряков, ведь считалось, что их красота способна усмирить любую бурю, а рождение ребенка на палубе считалось хорошим знаком для команды.

7. Сундук неприкосновенности

В матросской среде на сундуки с личными вещами, в том числе заработком моряка никогда не запирались на замок. Дело в том, что существовало строгое правило, не допускавшее проникновение в чужие сундуки. За это можно было быть исключенным из команды или казненным. 

8. Мокрый обед

У моряков был обычай накрывать стол исключительно влажной тканью. Но в этом не было никаких мистических корней, просто с мокрой скатерти во время качки посуда падала гораздо реже и тарелки с едой были устойчивее.

9. Небоскреб родом с вод

Думаете, слово “небоскреб” появилось в Америке где-нибудь в Нью-Йорке? Ошибаетесь! Еще несколько сот лет назад так называли верхние паруса треугольной формы. Они помогали мачте не сломаться в шторм. Если при сильном ветре мачта под их весом сгибалась слишком сильно, капитан просто стрелял в небоскреб, паруса разрывались и все приходило в норму.

10. Мифы об экваторе

Моряки, пересекавшие линию экватора в первый раз, обязательно купались в его водах. Но это далеко не единственное поверье. Когда команда пересекает экватор запрещается плевать за борт, садиться на специальные тумбы - кнехты, бриться, поворачиваться спиной к лобовым иллюминаторам и вносить на палубу сапоги на плече.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter