Рухнули две финансовые пирамиды, похоронив миллиарды рублей вкладчиков...

Пирамиды сеют обман

Рухнули две финансовые пирамиды, похоронив миллиарды рублей вкладчиков...
Чуть более двух лет назад, 16 марта 2012 года, СМИ облетела новость, как в Минске спецназ взял штурмом офис "МММ" - финансовой пирамиды, хорошо известной гражданам постсоветского пространства еще с 90-х годов прошлого века. Так четко и быстро Комитетом госбезопасности была пресечена деятельность мошенников, которые от имени не зарегистрированной ни в налоговой, ни в исполкоме организации принимали вклады граждан под баснословные проценты. Схема работала за счет широкой рекламы и привлечения желающих легко и быстро подзаработать. 

Кстати, Комитет госбезопасности даже не стал дожидаться заявлений обманутых вкладчиков. Ведь пирамида только разворачивала работу в Беларуси. Нашлась и статья в Уголовном кодексе, 233 - "Незаконная предпринимательская деятельность" (от 2 до 7 лет лишения свободы). Но урок не усвоен? Оказывается, с ноября минувшего года в стране рухнули по меньшей мере еще две финансовые пирамиды. Пороги разных инстанций обивают группы пострадавших, уже потерявших надежду вернуть деньги, а это, по самым скромным подсчетам, десятки миллиардов рублей. Между тем обе жестоко обманувшие вкладчиков компании - потребительские кооперативы "Спектр-капитал" и "Альянс взаимного доверия" - продолжают работать, совершенно спокойно размещая рекламу на своих сайтах по привлечению сбережений под 54 - 75 процентов годовых. И в отличие от "МММ" у каждой имеются свидетельство о госрегистрации и немалый опыт работы - 4 - 5 лет - в качестве добросовестной микрофинансовой организации. Только сейчас учредители, или председатели правления, как их тут принято называть, скрываются, на телефонные звонки и обращения не отвечают. Наемные работники, принимавшие и выдававшие деньги, разбегаются, исчезают документы... 

Потребительский кооператив «Спектр–капитал», в сопровождении бурной рекламы, звучавшей чуть ли не из каждого утюга, пришел на наш рынок в 2010 году. К лету 2013–го бизнес разросся до холдинга с филиалами практически во всех областных центрах и десятком аффилированных структур. В том числе одна из них — «Спектр–недвижимость» — предлагала гражданам аккумулировать в кооперативе «длинные» деньги на строительство жилья. Компания позиционировала себя в качестве члена некоего «Республиканского микрофинансового центра», являющегося партнером Центра по микрофинансированию по Центральной и Восточной Европе и СНГ, членом Глобального договора ООН... В общем, умело затуманивали людям мозги и, кстати, исправно выплачивали высокие проценты. Владимир Дубков — в кооперативе старожил, экономил пенсию и носил ее в кассу практически с самого момента основания организации. «80 миллионов рублей накопил и все потерял...» — с грустью констатирует теперь 84–летний пострадавший вкладчик.

Говорит, высокие проценты учредители объясняли просто: кооператив — добровольное объединение пайщиков, у которого накладные расходы и стоимость содержания офиса куда скромнее, чем у банков, следовательно, больше остается и распределяется прибыли. Откуда она берется? Тоже логичное объяснение. В метро, автобусах и даже просто на улицах в людных местах трудно не обратить внимание на объявления: «быстрые деньги», «займы без залога и поручителей». На всякий случай уточню: под 1 — 2 процента в день, а значит, под 365 — 700 процентов годовых деньги раздавались всем желающим приобрести холодильник, телевизор, новый айфон. И коль находились охотники деньги на таких условиях брать, то появились и вкладчики. Даже те, кто поначалу настороженно относился к подобного рода организациям, поверили и понесли кровные в кооператив, как в банк, автоматически став его членами.

Фирмы размещали рекламу, привлекали все больше денег годами, то есть, по сути, занимались банковской деятельностью без лицензии и какого–либо контроля. Все было шито–крыто... Так продолжалось до тех пор, пока Национальный банк не забил тревогу и подготовил нормативный правовой акт и пытался взять под контроль подобные микрофинансовые организации, ввести для них лицензирование и обязательную отчетность. Сергей Дубков, заместитель Председателя Правления Национального банка, считает, что рынок микрофинансирования, безусловно, нужно развивать. Однако для него следует установить прозрачные и понятные правила, а также круг контрагентов — кто и для чего может заниматься таким бизнесом. Несформированность правового поля, полагает Сергей Дубков, позволяет ряду компаний вести деятельность, по сути, близкую к мошенничеству. Потому что те условия, которые они предлагают — доходность сбережений в 75 процентов годовых, — явно не вписываются в экономические реалии.

Однако документ где–то утонул в согласованиях и до сих пор не принят, а потребительские кооперативы уже начали рушиться. Печальный опыт 1990–х показывает: это, как правило, происходит, когда процентные ставки на рынке начинают снижаться с запредельных высот. У подобного рода организаций нет резервов и запаса прочности, не хватает профессионализма, деньги выдаются без залога и поручителей, а зачастую родственникам и хорошим знакомым. И вот заемщики перестают возвращать взятые под драконовские проценты деньги, а перехватить средства на время разбирательств с должниками не у кого. Вот вкладчики и остаются с носом. В итоге организаторы не находят ничего лучшего, как просто скрыться. Учредитель ПК «Спектр–капитал», говорят обманутые граждане, прячется в собственном особняке в Смолевичском районе, а председатель правления ПК «Альянс взаимного доверия» якобы в отпуске и на телефонные звонки разгневанных членов, которым кооператив задолжал больше десятка миллиардов рублей, не отвечает. К слову, такие кооперативные схемы работы, как и «МММ», перекочевали к нам из России, где, также пользуясь правовым вакуумом, организаторы «касс взаимопомощи» обобрали не одну тысячу наивных граждан, ускользнув от ответственности.

Учредители–то подобных организаций четко знают: потребительский кооператив — это совсем не банк и не «МММ», которую можно ликвидировать одним десантом спецназа. Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам организации и, более того, должны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Иначе кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Понимаете подвох? Деньгами доверчивых граждан, многие из которых пенсионеры, по своему усмотрению распоряжалась группа находчивых, а убытки от их деятельности будут покрывать все! 75–летнему Валерию Петровичу Лобачу, члену ПК «Спектр–капитал», пришедшему за деньгами в ноябре 2013 года, председатель правления собственноручно так и написал: «В выдаче денег отказано в связи с отсутствием средств в кассе, которая работает по принципу кассы взаимопомощи и выдает деньги при их наличии». В общем, ждите, средства будут когда–нибудь. Четвертый месяц пенсионер с коллегами по несчастью ходит в офис компании в надежде, не наполнилась ли каким–то чудесным образом касса.

В общем, получается, граждан обманули так элегантно, что не подкопаешься. Точнее, очень сложно доказать признаки незаконной банковской деятельности, которая явно усматривается в действиях подобных кооперативов. Возможно, в том числе и по этой причине пострадавшим вкладчикам «Спектр–капитала», написавшим личные и коллективные заявления в РУВД Центрального района, пришел официальный отказ в возбуждении уголовного дела...

Советская Белоруссия №77 (24460). Четверг, 24 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter