Пир во время чумы или красота спасет мир? Наш корреспондент побывал на Брюссельской неделе моды

В профессии журналиста всегда есть место мероприятиям, на которых вы оказываетесь впервые. Это не значит, что вы совсем уж ничего не знаете и не слышали ранее о подобном событии. Просто писать про это, а тем более быть внутри происходящего, вам раньше ещё не доводилось. 

Но тем интереснее бывает увидеть свежим взглядом так называемое закулисье. Это как в театре. Можно смотреть пьесу со зрительских мест, наслаждаясь или разочаровываясь игрой актёров. А можно побывать на генеральной репетиции премьеры пьесы, а затем смотреть её из-за кулис с пониманием и видением того, как актёрская команда в действительности реализует это событие. 

Несколько дней назад именно так мне довелось оказаться на Брюссельской неделе моды (BFW – Bruxelles Fashion Week). Формально это было уже второе подобное событие в бельгийской столице. Но поскольку первое 2 года назад проходило в режиме строгих ограничений в самый разгар пандемии коронавариуса, то его скорее можно было назвать увертюрой к новой традиции. А вот нынешнее вполне заслужило право называться фактической премьерой. 

«BFW - Брюссельская неделя моды - Праздник удался?»

В течение 5 дней 28 дефиле дизайнеров из Бельгии, Марокко, Украины, Камеруна, Франции, Ливана, Испании, Великобритании, Италии, США, а также французских, швейцарских, зимбабвийских, бельгийских и британских художников были представлены в Брюсселе на улице Луа, известной своей близостью к кварталу Еврокомиссии Входные билеты на просмотры были от скромных 15 евро до 300 для VIP. В уникальных нарядах дефилировали 35 моделей из более, чем 20 стран.

Дани Блокс - стилист BFW

Из истории 

Идея показов мод возникла в мире далеко не вчера. Принято считать, что этой традиции более 200 лет. 

Прочно вошедшее в русский язык слово «кутюрье» идет от французского «couturier», которым сначала называли портных, а затем повысили планку применения этого термина до уровня «дизайнера одежды». Два века назад французские портные частенько устраивали показы своих моделей одежды в частных домах исключительно для богатых клиентов. 

На самом же деле корни модных показов наверняка находятся глубже. Не сложно себе представить, как тот же Людовик 14-й вызывал к себе придворного портного, когда французскому королю требовалось что-то изменить в своем королевском обличье. Понятно, что манекенщиков тогда в том понятии, как они есть сейчас, не было. И его Величеству приносили скроенные костюмы на эдаких деревянных безголовых манекенах, имеющих форму тела, аналогичного королю. Ведь невозможно себе вообразить, чтобы Людовик мог позволить кому-то из своей челяди примерить раньше себя свой королевский костюм. 

В общем, показы мод, как таковые, имели место гораздо раньше, чем начала 19-го века. А вот «Fashion week», то есть формат «Недели моды» как сейчас, имеет вполне конкретную историю.       

1943-й год, в полном разгаре идёт Вторая мировая война. Считавшиеся мерилом мирового уровня Дома моды Парижа, Лондона и Милана, так называемой «Большой тройки», были на стадии откровенного выживания в тех сложных военных условиях. И в это время в Нью-Йорке журналистка и эксперт моды, выпускница Чикагского института искусств Элеонор Ламберт сумела-таки убедить представителей финансовых кругов США и провести «Fashion week» в Нью-Йорке. Тем самым она хотела обратить внимание мировой общественности на продукцию североамериканских дизайнеров. Проект удался настолько, что положил начало модного недельного формата с периодичностью раз в полгода. 

Так что в следующем году все модные Дома, организующие Fashion Week по всему миру будут иметь повод для официального юбилея ныне существующей традиции. 

Пир во время чумы? 

Как и 80 лет назад, нынешняя Европа переживает не лучшие времена. Сильно подорвавшая европейскую экономику объявленная ВОЗ в марте 2020-го года пандемия, унесшая миллионы людских жизней, а затем немыслимое еще совсем недавно военное противостояние в Украине, энергетический кризис в Европе и мировой продовольственный кризис, – всё это оставляет твердое ощущение, что мы стоим на грани больших катаклизмов. 

Бельгийская столица в силу ряда обстоятельств в последние два года стала местом, откуда если ещё и не правят всей Европой, то во всяком случае пытаются руководить происходящими событиями, а заодно и самими странами Европейского Сообщества. Сводки об очередных антироссийских и антибелорусских санкциях вперемежку с призывами Еврокомиссии к европейским гражданам экономить энергоресурсы, не сетовать на повышение цен и готовиться к тяжелым условиям предстоящей зимы, стали сейчас самыми обсуждаемыми сюжетами во всех СМИ. А данные о погибающих на украинско-российском фронте военных и мирных гражданах вкупе с информацией о наращивании поставок вооружений стран НАТО в Украину, и вовсе не оставляют сомнений, что мир стоит на пороге третьей мировой войны. 

И вдруг посреди всего этого – Bruxelles Fashion Week. Что это? Так называемый «Пир во время чумы»? Или своеобразная интерпретация фразы из романа «Идиот» Ф.М.Достоевского - «Красота спасет мир»? Получив аккредитацию на это мероприятие, я попытался получить ответ на мучивший меня вопрос. 

Открытие и дебют 

Примечательно, что нынешнюю Неделю моды в Брюсселе открывало дефиле коллекций совсем юного бельгийского дизайнера Лины де Ланг (Lina De Lang). Её «Мистификация?» посвящена сомнениям этой 14-летней девочки по поводу событий, связанных с коронавирусом и пандемией, разрушившей устоявшееся бытие европейцев. Проблемы экологии и вредного влияния человека на природу отразились в её колоритной коллекции «Только семь…». А тревоги Лины по поводу смертности детей во всём мире нашли воплощение в её третьей коллекции «Исчезающая надежда».

 Из коллекции «Мистификация?» Лины де Ланг (Бельгия) 

Детский романтизм, подростковый нигилизм и удивительная искренность ощущаются в создании этих коллекций костюмов. Оригинальный подход в выборе моделей, представляющих эти коллекции, от маленьких девочек до юных девушек, придают черты ранимости создаваемым образам. Они словно кричат: «Опомнитесь, взрослые! Мир такой хрупкий, и его нужно спасать, здесь и сейчас!»

Лина де Ланг сама демонстрирует один из своих костюмов 

«Я против того, чтобы дети умирали. От болезней, от голода, или от войны, не важно. Дети не должны умирать. Ни на Донбассе, ни в Киеве, ни в Африке, ни на Ближнем Востоке. Дети должны жить и радоваться этой жизни. Об этом мои коллекции, – делится своими мыслями со мной юный дизайнер Лина. – И название «Исчезающая надежда» – это мой призыв ко взрослым. Одумайтесь, люди, пока не поздно. Мы, наши надежды, и вместе с ними наш мир, – всё это может завтра исчезнуть».

Костюм «Весна» из экологической коллекции «7 цветов…» Лины де Ланг 

Открытие Недели моды с дебюта Лины де Ланг, на мой взгляд, стало весьма символичным. Тем более, что для меня самого участие в данном мероприятии тоже было своеобразным дебютом. Вот так непосредственно о моде и дизайнерах мне ещё не доводилось писать раньше. 

Контрасты и вызовы 

На этом фоне второе дефиле бренда «Overall» (комбинезон, – с англ.), прошедшее под музыкальное сопровождение со звуками пролетающих военных самолетов, воздушной тревогой и автоматными очередями, было явным контрастом первого дефиле. Не по-детски военная атрибутика в одежде, черные балаклавы, скрывающие лица моделей, разноцветные и защитного цвета, пятнистые комбинезоны под стать военного времени, в том числе и с противогазами, – всё это мало было похоже на стиль, который бы сразу же понравился бельгийским обывателям модных салонов.

Модный костюм с балаклавой от Анастасии Братковой из Украины 

Оно и понятно. Автором коллекции была украинский дизайнер Анастасия Браткова, которая в числе 11 других своих талантливых соотечественников приехала для участия на BFW в Брюссель, чтобы напомнить людям, что жизнь в Украине продолжается несмотря на войну, о которой не пишут разве что самые ленивые. 

Взявшись за руки, «Европа» и «Африка» в комбинезонах и противогазах 

И всё же что хотела выразить этой коллекцией автор? Протест платьям и юбкам? Да, нет, подумалось мне. Скорее это был вызов для европейцев. Мол, пока вы здесь смотрите модные показы, там в Украине гибнут люди. Причем, гибнут по обе стороны фронта. Взрывающиеся ракеты, мины и снаряды не делят людей на своих и чужих. Через многочисленные войны, которые перманентно идут на нашей планете с разной интенсивностью последние несколько столетий, человечество уничтожает само себя.

Комбинезоны для будущего сезона от Анастасии Братковой 

А вот коллекция бренда «TooFinga» действительно была контрастом всему тому, что было показано на дефиле Брюссельской недели моды. Молодая команда модных дизайнеров, специализирующаяся на улучшении и обновлении одежды, решила предложить свое видение моды ближайшего будущего. Стремясь производить новые вещи из старых, они дошли до того, что представили коллекцию одежды, сделанную из пластиковых черных пакетов для мусора.

Черные пластиковые мешки для мусора – материал для будущей одежды 

Ну, что ж. Их право выбора. Аплодисменты, которыми присутствующие приветствовали авторов коллекции по завершении этого дефиле, мне показались скорее иронично-снисходительными, чем восхищающимися. Да, бесспорно. Эти одежды явно выпадали из обычного ряда по своему содержанию, поскольку были изготовлены не из классических тканей. Поэтому не заметить этого контраста было нельзя.

Ювелирные украшения от Лионеля Оберта 

Но по правде сказать, мне, как зрителю, был больше по душе контраст, который создала по сравнению с одеждами коллекция ювелирных украшений из драгоценных камней, жемчуга, серебра, золота и природных материалов, представленная Лионелем Обертом (Lionel Aubert).

Оригинальное сочетание жемчуга и веревок от Фреда Кирелла 

Или коллекция Фреда Кирелла (Fred Kyrel), специализирующегося на создании одежды, используя технику завязывания и переплетения различного вида веревок и цветного жемчуга. Она не оставила равнодушными посетителей и экспертов.

Африканские мотивы классики жанра 

Финальным аккордом Bruxelles Fashion Week явилось дефиле одного из участников команды организаторов, известного дизайнера одежды Рафаэля Дориана, владельца одноименного брюссельского бренда «Rafael DORIAN».

Дизайнер Рафаэль Дориан в числе волонтёров BFW 

В своих коллекциях автор ищет баланс между современностью и традициями. Отдавая предпочтение вечерним платьям и кафтанам нового поколения, он, будучи марокканцем и андалузцем по происхождению, черпает свое вдохновение в национальных мотивах. 

Марокканские мотивы вечернего платья 

Дефиле его коллекции словно принесло на волнах Средиземного моря в бельгийскую столицу восхитительных североафриканских невест в платьях и кафтанах, украшенных шёлком, кружевами, бархатом, и сохранивших наследие искусства марокканской вышивки.

Корреспондент СБ за кулисами BFW 

Прощальные аккорды музыки, поздравления, аплодисменты, радостное и немножко грустное настроение. Сожаление о том, что праздник, коим на деле оказалась Брюссельская неделя моды, закончился. И подумалось под закрывшийся занавес этого мероприятия: «А ведь неплохо было бы увидеть через несколько месяцев весной будущего года на следующей Брюссельской неделе мод и белорусских дизайнеров…» 

В итоге

Так что же все-таки можно сказать про Bruxelles Fashion Week? Это «пир во время чумы», или все-таки «красота спасёт мир»? Мне почему-то кажется, что правильнее будет сказать: «Красота и наши дети спасут мир».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter