Пир на обломках стены

В голове не укладывается, как до такого могло дойти: отец подал иск в суд на взыскание алиментов с сына на свое содержание...

В голове не укладывается, как до такого могло дойти: отец подал иск в суд на взыскание алиментов с сына на свое содержание.


— По делу, находящемуся сейчас в производстве, что–либо прогнозировать не берусь, но судебная практика по таким искам на Могилевщине уже имеется, хоть она и невелика, — начальник управления юстиции Могилевского облисполкома Александр Маймусов хорошо помнит каждую подобную тяжбу. — Есть статья 100 Кодекса о браке и семье, по которой взрослые дети обязаны заботиться о родителях. Конечно, в каждом конкретном случае нужно еще доказать, действительно ли отец или мать нуждаются в помощи.


...Столетник на подоконнике, выцветшая клеенка на столе, ковер с медведями над кроватью... Одинокий обитатель скромной могилевской квартиры охотно показывает мне старые фотоальбомы, где он и давно умершая супруга запечатлены с маленьким мальчиком. На более поздних снимках — уже выросший сын. В хорошем костюме, при галстуке — на выпускном в школе.


О дне сегодняшнем Алексей Дмитриевич говорит неохотно. Заботливо выращенный наследник забросил отца — больного и немощного. Не приходит, не звонит, не помогает. Маленькой пенсии старика никак не хватает на квартплату, одежду, обувь, питание и лекарства...


Я попыталась позвонить сыну, спросить его, почему так. Узнав, в чем дело, на другом конце провода сразу бросили трубку.


Общественное мнение не на стороне старика. Соседи стыдят: мол, забери заявление, не позорься, все–таки сын...


Действительно, случаи, когда пожилые родители пытаются призвать к ответу неблагодарных детей, на Могилевщине пока большая редкость. В суде Горецкого района припомнили один, очень давний. В суде Октябрьского района Могилева ни в этом, ни в прошлом году подобных дел не было. Несколькими годами раньше такие тяжбы встречались, но их было немного. В суде Ленинского района единственное дело «родители против детей» рассматривалось 8 лет назад. Большинство этих исков суды удовлетворили.


...В отделения круглосуточного пребывания при районных центрах социального обслуживания не вправе помещать пенсионеров, имеющих трудоспособных детей. Однако если пожилой человек оказался в трудной жизненной ситуации, ему не откажут, примут временно.


Год назад работников Горецкого районного отделения круглосуточного пребывания, в поселке Ленино, потряс дикий случай. Дочь старика, давно переехавшая жить в Подмосковье, прибыла на родину его навестить. Оказалось, только для того, чтобы продать родительскую квартиру, а отца «за ненадобностью» привезти сюда. Потерявшего жилье и потрясенного бездушием родной кровиночки пенсионера в отделении окружили заботой и вниманием. Успокаивали, как могли, надеялись, что привыкнет. Но, не пережив горя, через неделю старик умер...


В этом отделении, рассчитанном на 60 мест, сегодня живут 53 пожилых человека, все из Горецкого района. И у каждого своя судьба.


Супруги Копысовы — обоим за 70 — попросились сюда сами. Смерть единственного сына подкосила стариков. Они совсем ослабли, стало невмоготу заниматься хозяйством. И все же им проще, чем другим, хотя бы потому, что их двое. 80–летнему Ивану Коваленко, который почти не видит, поддержки ждать неоткуда: жена умерла, наследников нет. 99–летнюю Кристину Маркову сын навещает, но домой не забирает: самому 76 лет, и здоровье слабое. Не под силу забота о престарелом отце и 70–летней дочери ветерана Великой Отечественной войны Сергея Якубовского. Но навещает его постоянно.


А вот у 58–летней Любови Лукашовой дочери молодые. Обе уехали в Украину, передав государству заботу о матери. Она — инвалид–«колясочник», поэтому по закону может находиться на полном государственном обеспечении даже при наличии трудоспособных детей. Родительница за своих кровиночек стоит горой: они у нее и хорошие, и заботливые. И звонят, и пишут, и подарки шлют. Только никто в это не верит, глядя в ее глаза. У счастливой матери они не могут быть такими печальными...


В отделении для стариков — все условия: просторные трехместные спальни, уютная комната отдыха с телевизором, хорошее питание. И все же, как ни крути, «режимное учреждение» — не родной дом... Никто из здешних обитателей даже подумать не мог, что станет лишним в своей семье. Растили детей, не спали ночами, отдавая дочкам и сыночкам лучшие куски. Ради того, чтобы в финале жизненного пути оказаться в обществе таких же немощных стариков?


— Если бы мы принимали сюда всех желающих, не хватило бы мест, — не скрывает заместитель председателя Горецкого райисполкома Наталья Корнеева. — К сожалению, взрослых, успешных людей, готовых сдать своих родителей в подобные учреждения, становится все больше.


Пребывание одного жильца в отделении обходится государству в 600 тысяч рублей в месяц. Частично сумма покрывается пенсиями постояльцев, но полностью оплатить свое содержание не в состоянии ни один из них. Пенсии стариков — от 127 тысяч рублей (социальная) до 650 тысяч («военная»). 20 процентов этих денег бабушкам и дедушкам оставляют на карманные расходы.


В дома–интернаты пожилых людей, имеющих трудоспособных детей, берут только в тех случаях, если сыновья или дочери обязуются возмещать разницу между пенсией стариков и затратами государства на их содержание. Потом ежемесячно администрации интернатов приходится уговаривать деток, чтобы те выполнили свои обязательства. Но если деньги, пусть и с трудом, с большинства получить все же удается, то навещают покинутых стариков в последние годы все реже.


— Сегодня в Могилевской области в отделениях круглосуточного пребывания живут около 140 стариков, которые имеют родственников, обязанных их содержать, — сухо констатирует факт заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома Татьяна Юшкевич.


Изучив проблему отцов и детей изнутри, пообщавшись с брошенными стариками, я подумала вот о чем. С нерадивых родителей, забывших о своих малышах, сегодня жесткий спрос. Не хотят растить их сами, значит, будут платить за воспитание государству. Не пора ли так же строго взяться за тех, кто не утруждает себя заботами о престарелых родителях? Да и самим старикам, на мой взгляд, не надо стыдиться отстаивать свои права, подавать иски в суд о взыскании алиментов. Может, хотя бы общественная огласка таких дел заставит отпрысков задуматься? Когда–то ведь они тоже станут стариками...


Кстати


Власти Республики Коми всерьез взялись за неблагодарных детей. Тех, кто уклоняется от заботы о престарелых родителях, могут оштрафовать и даже арестовать на 15 суток.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter