Пир для глаз и отдых для кармана

Как переживают кризис белорусские концертные агентства

Несмотря на подорожание «хлеба», белорусы все равно стараются не экономить на «зрелищах»

Сегодня афишные тумбы то и дело красуются «белыми» пятнами. Далеко не так много людей, как раньше, замирает в восторге, увидев портреты любимых исполнителей. А между тем еще недавно меломаны довольно потирали руки: в столицу с концертами буквально друг за другом ехали и мировые звезды первой величины, и менее раскрученные исполнители. «Беларусь попала в обойму», — радовались зрители…

Лучше меньше, да лучше

Первой ласточкой нынешнего затишья в шоу-бизнесе стал перенос концерта Стинга с минской концертной площадки в Вильнюс. Это произошло в июне. Причиной «переезда» концерта организаторы назвали «неопределенную ситуацию на валютном рынке» и «нецелесообразность увеличения стоимости билетов для белорусских поклонников Стинга». Вслед за этим событием еще одним тревожным звоночком стало подорожание на Br 30 тыс. билетов на группу «KoЯn». А билеты на концерт певца Moby стали активно раскупаться только в последние две недели до начала концерта — до этого концертное агентство даже подумывало об отмене действа. Беспокойство организаторов массовых мероприятий понять легко — свои гонорары артисты, как правило, берут в валюте и по предоплате, так что приходится постоянно переживать по поводу того, «отжалеют» ли зрители денег на развлечение. Но, как выяснилось, деньги находились, ведь люди заранее откладывали необходимую на развлечения сумму.

Впрочем, так было в конце прошлого концертного сезона. Осенью же работа некоторых концертных агентств оказалась буквально парализованной. Кто-то из устроителей предпочел отстраниться от дел, наблюдая за развитием ситуации, а кто-то, напротив, идет ва-банк, работая в ущерб бизнесу, лишь бы сохранить завоеванную репутацию. «Мы отлично чувствовали себя и весной, и летом в отличие от других коллег, — говорят в концертном агентстве «Корпорация развлечений». — Осенью также мало что изменилось: как ехали к нам звезды, так и едут. Вот ждем с концертами Николая Баскова и Кейко Матсуи в ноябре, на март запланирован концерт Стаса Михайлова. Цены пока не сбиваем. Например, стоимость шоу Баскова колеблется в пределах Br 95 — 800 тыс. Кстати, примерно такие же расценки были и до начала проблем на валютном рынке».

Получается, что и выступления окупаются, и на гонорар артистам хватает. И все же, когда изучаешь перечень ранее проводимых концертов, невольно вздыхаешь — золотые были времена, а имена какие в Минск приезжали… Сегодня перечень заезжих гастролеров куда более скромен. Хотя, как говорится, о вкусах не спорят.

Наиболее полную картину рынка развлечений видят в Мингорисполкоме. По словам начальника отдела по делам искусств Владимира Антиповича, концертов, выступлений и шоу-программ, действительно, стало меньше, но это в данном случае совсем не означает потерю качества. «Связано уменьшение потока гастролеров в первую очередь с финансовым положением агентств — с артистами надо расплачиваться иностранной валютой, курс которой по отношению к национальной вырос. К тому же, как правило, график звезд мировой величины расписан на 3—5 лет вперед — в белорусских компаниях опасаются настолько далеко заглядывать в будущее. Пока же многие из них затаились, ушли в тень. Работают в основном те организаторы концертов, шоу и спектаклей, у кого есть собственные площадки», — констатирует Владимир Антипович.

«Сейчас аренда зала для выступления наряду с гонораром артиста составляет большую часть расходов: стоимость-то во многих случаях привязана к валютному курсу. А уж если это частная, а не государственная концертная площадка, то цена вопроса возрастает», — делятся наблюдениями в концертном агентстве «Эквилибриум Артс». В компании отмечают, что проведение клубных мероприятий сегодня для арендатора зала может влететь в копеечку. Число мест в столичных клубах не превышает 300, а это существенно влияет на увеличение цены билетов. «Поэтому самый главный фактор успеха при проведении концертов сегодня — это найти площадку повместительнее», — отмечают в агентстве.

Больше не привозит чрезмерно дорогостоящие проекты и театральное агентство «Геланд-театр», благодаря которому белорусские зрители смогли увидеть многие российские спектакли. Говорят, что сегодня интерес потребителя зависит не от каждого конкретного спектакля, а от имен артистов, которые в нем заняты. Но надо понимать, что за имя тоже надо платить, а это в нынешнем положении не так-то и просто. «Интерес к спектаклям есть, зал мы всегда заполняем, даже несмотря на то, что сейчас максимальная стоимость билета составляет Br 600 тыс., а весной была Br 400 тыс.», — отмечает директор агентства Андрей Черный.

Ходить не перестали…

Сейчас все без исключения участники рынка переживают, насколько далеко заботы о хлебе насущном могут отодвинуть у населения на задний план потребность в зрелищах и насколько вообще белорусы в итоге могут оказаться платежеспособными. Оказывается, что переживают пока напрасно. Как отмечает Владимир Антипович, посещаемость массовых культурных мероприятий в последние несколько месяцев ничуть не упала, большинство из них проходят с аншлагом. «Отчасти это связано с тем, что к нам стало приезжать меньше зарубежных исполнителей: если бы концерты проводились с той же периодичностью, что и полгода назад, то зал на некоторые из них организаторы могли бы и не собрать», — предполагает специалист.

К тому же, как признаются в концертных агентствах, в перечне концертных площадок перестали фигурировать очень большие залы — в них проводить концерты становится делом малорентабельным. Еще недавно очень «ходовая» «Минск-Арена» почти не проводит концерты, чаще их организаторы приглашают зрителей во Дворец спорта, Дворец Республики. Но при этом, как рассказывают в агентствах, средняя стоимость билетов в Br 100 — 600 тыс. зрителя совсем не пугает. Похоже, белорусы привыкли платить за уровень приезжих знаменитостей и возможность отвлечься. Или срабатывает психология: в непростые времена человек старается порадовать себя или своих близких чем-то эксклюзивным. «К тому же в долларовом эквиваленте цены только упали. У нас уже сейчас разбирают билеты на январь», — говорит Андрей Черный.

Что будет дальше? Специалисты в один голос предрекают подорожание билетов. «Курс валюты теперь определяется в ходе свободных торгов. Таких условий еще не было, поэтому надо выработать новые правила игры, научиться по ним жить (последнее касается не только агентств, но и людей), а также уметь прогнозировать любые изменения в цепочке «цена билета — возможности потребителя — гонорар артиста — оплата райдера», — поясняет Владимир Антипович.

Участники рынка уверены, что нынешние неприятности на рынке переживут далеко не все. Возможно, части организаторов концертных действ придется свернуть бизнес, кто-то переместится в другую сферу. Хотя, как предполагают специалисты, некоторые агентства постараются выжить. Тем более что возможностей экономить в этом направлении немало. К примеру, приглашать не только российских звезд, чьи гонорары порой значительно превышают запросы знаменитых иностранцев.

--------------------------------------------

Не зарастет народная тропа…

Недавно Минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем провел исследование популярности мест для проведения досуга среди жителей столицы. Оказалось, что рейтинг наиболее популярных мест возглавляют кинотеатры, затем следуют цирк, театры, зоопарк, концерты популярных исполнителей, парки, аттракционы. В этом нет ничего удивительного. Специалисты давно подметили: в условиях экономических кризисов, как правило, происходит переориентация потребителя с более дорогих удовольствий на те, что подешевле.

«Только за 10 месяцев нынешнего года кинотеатры столицы посетило 4,064 млн. человек — почти на 9 % больше, чем за такой же период 2010-го, — подтверждает теорию первый заместитель генерального директора УП «Киновидеопрокат» Андрей Разжевайкин. — Пока нам удается удерживать цены на уровне зимних, за редким исключением. Те же 3D-сеансы как стоили в январе Br 15—20 тыс., так и теперь. Повышать цены пока не собираемся: пусть к нам больше зрителей придет по невысокой цене, чем меньше по той, что выше». Кинопрокатчикам пришлось научиться бороться с кризисными явлениями. В этом бизнесе не пустить вовремя в прокат мировую премьеру означает и доходы потерять, и зрителя огорчить. Уже через несколько недель после премьерного показа картины на широком экране ее копии расходятся по Интернету огромными «тиражами», и заманить на нее киномана практически невозможно. Поэтому, опасаясь возврата тех времен, когда белорусские зрители смотрели фильм спустя полгода, а то и год после его премьеры, белорусские кинопрокатчики постарались переубедить правообладателей. Во время тотальной нехватки наличной валюты в банках организация бесплатно получала фильмокопии, а уж после перечисляла процент от сбора правообладателям. Последние, к их чести, соглашались пойти на уступки и ждали денег по нескольку месяцев. «Теперь эти неприятности остались в прошлом, и мы работаем по прежним отработанным схемам», — рассказывает Андрей Разжевайкин.

Констатируют наплыв зрителей и в театрах. «В нынешнем году непонятный ажиотажный спрос: на ноябрь билетов давно нет, за пару дней почти раскупили билеты на декабрь — уже остались только последние ряды или места по краям. Практически каждый раз все 499 мест в зале заняты», — рассказывает администратор зрительной части Национального академического драматического театра имени М.Горького Мария Сахарчук. Похожая ситуация и в Национальном академическом театре имени Я. Купалы: «В июне—июле у нас был спад, потому что вузы и профсоюзы, помогающие нам в распространении билетов, переориентировали было распределение средств, — поясняет специалист по маркетингу Купаловского Екатерина Бурина. — Зато сейчас билеты хорошо расходятся». И это даже несмотря на то, что театры, пусть и ненамного — на Br 5 тыс., но повысили стоимость билетов. Подорожали билеты и в Национальный театр оперы и балета: максимальные цены на спектакли поднялись на Br 5 тыс. за оперные действа и Br 20 тыс. за балетные — до Br 55 тыс. и Br 100 тыс. соответственно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter