Народная газета

Пинтер для храбрости

Что стоит за выходкой артиста Михаила Ефремова: моральная усталость или элементарное хамство?

Михаила Ефремова в образе бывшего хозяина мясной лавки Макса из черной комедии нобелевского лауреата Гарольда Пинтера самарский зритель, 
по словам артиста, просто не понял
фото sovremennik.ru
Минские коллеги о скандале с Михаилом Ефремовым: что происходит с этикой актеров и зрителей?

Набирает обороты скандал, который произошел во время гастролей московского театра “Современник” в Самаре. Напомним, премьерный спектакль “Не становись чужим”, поставленный известным актером и режиссером Сергеем Газаровым по пьесе лауреата Нобелевской премии Гарольда Пинтера “Возвращение домой”, сначала задержали на полчаса, а потом исполнитель главной роли, заслуженный артист России Михаил Ефремов, стал говорить текст так тихо, что зрители были вынуждены обратиться к актеру: “Не слышно!” В ответ Михаил Олегович обматерил самарскую публику, заплатившую за привозной спектакль от 70 до 120 долларов за билет. Зрители стали писать в соцсетях, что актер вышел на сцену нетрезвым. Сам Ефремов после сказал, что публика просто не поняла “серьезную ученую комедию” Пинтера. Кто же кого не захотел услышать?

Эх, Самара-городок...

Временно исполняющий обязанности министра культуры Самарской области Сергей Филиппов написал в Фейсбуке: “Уходить со спектакля не имею привычки, даже если не нравится. Выходку Ефремова считаю безобразной. Надеюсь, что руководство “Современника” найдет способ извиниться перед самарской публикой”. Филиппов добавил, что спектакль был коммерческим, к его организации министерство культуры Самарской области отношения не имело, и “выбор спектакля на совести организаторов”.

Директор московского театра “Современник” Игорь Попов направил Филиппову письмо. В нем он выразил сожаление по поводу инцидента, случившегося во время гастролей “Современника” 7 марта, и отметил, что неоднозначное видение режиссера постановки пьесы Гарольда Пинтера “дает право кому-то из зрителей не принимать такую трактовку”: “Однако этот факт не давал актеру Михаилу Ефремову никаких оснований реагировать на реплики из зала и вступать в прямой диалог со зрителем, что считаю абсолютно недопустимым. Равно как и форму, в которой он это делал, продолжая оставаться в образе своего персонажа старика Макса”.

Директор также пообещал отреагировать на “каждое обращение зрителей”, которое поступит в “Современник” в связи с произошедшим инцидентом. Выбор гастрольного репертуара Попов назвал “серьезной ошибкой” и заявил о намерении в дальнейшем согласовывать с региональным министерством культуры привозимые в Самару спектакли театра “Современник”.

Ефремов переживает за Ефремова

Эх, хорошо раньше было: без интернета, без Фейсбука, без YouTube... Отыграли звезды худо-бедно спектакль в провинции — и домой. Теперь любое происшествие, любая хамская выходка знаменитости попадают в сеть. Неужели популярные артисты еще не привыкли к этому?

Известный кино- и театральный режиссер, народный артист Беларуси, художественный руководитель Минского театра-студии киноактера Александр Ефремов работал вместе со своим звездным однофамильцем в 2005 году на картине “Дунечка”:

— Честно вам скажу, для меня большой неожиданности в том, что случилось, нет, — вздыхает Александр Васильевич. — С Мишей мы дружим давно, у нас была своя компания. Я всегда следил за его актерскими и режиссерскими работами. Нас познакомил актер “Табакерки” Сергей Шкаликов, который снимался у меня в картине “Экзамен на директора”. Но я знаю Мишу и с другой стороны, знаю, какой он талантливый, сердечный и добрый человек. А такие казусы у него периодически случаются. Сейчас я сильно за него переживаю. По-человечески мне очень больно. Мое режиссерское сердце к нему привязано уже по-отечески, это такая родительская боль, что ли... Знаю, что очень талантливые люди всегда наиболее уязвимы и подвержены этой “болезни”... Как боролся в свое время за Высоцкого Юрий Любимов! Хотя я ни в коем случае не сравниваю себя с великим Любимовым.

— Как вы поступили бы, случись такое в вашем театре?

— Когда-то я уволил двоих актеров — мужчину и женщину — из-за этой столь распространенной среди актеров “болезни”, они дошли уже до последней черты... Борюсь с такими случаями как могу и не терплю их. До последнего пытаюсь сохранить человека в профессии, дать ему шанс. И дело не в корпоративной этике или внутрицеховой солидарности. Многих удавалось образумить, уговорить.

— Я считаю, что вся ответственность лежит на тех, кто продюсировал эти гастроли, — сказала популярная актриса театра и кино Елена Внукова. — Они должны были извиниться и вернуть деньги за билеты. Нельзя актера в таком виде выпускать на сцену. Хотя я и на стороне коллег. Вы не представляете, какие порой попадаются зрители! Однажды я просто остановила спектакль “За закрытыми дверями” по Жан-Полю Сартру, не посоветовавшись с коллегами: пьяный хам в партере громко комментировал мои действия. Я остановила спектакль и сказала: “Пока вы не покинете зал, я отказываюсь играть дальше”. Зрители помогли его вывести, и мы продолжили спектакль. Это моя позиция: Михаила Ефремова мне жалко, но его вины здесь нет. Все вопросы должны решать организаторы. Отношения актеров и зрителей сегодня — это зеркало нашего общества. Мы видим все наши пороки в этом увеличительном стекле.

— Михаил Ефремов — талантливый человек и сильный артист, — считает театральный режиссер Яков Натапов. — Сколько замечательных острых миниатюр “на злобу дня” он исполнил в проектах “Господин поэт” и “Господин хороший”. Кто еще из российских артистов может похвастаться такой смелостью и бесстрашием? Мне трудно судить по тому отрывку, который есть в интернете, что же там на самом деле происходило, кто кого спровоцировал на нецензурную брань. Иннокентий Смоктуновский, например, во мхатовском спектакле “Иванов” тоже говорил очень тихо, и в огромном зале его было плохо слышно. Но это не было хамством. Это был актерский ход. Смоктуновский считал, что чеховский герой только так и должен говорить. А вы напрягайтесь, вслушивайтесь...

Даже если Михаила Ефремова после случившегося уволят из “Современника”, в его жизни ничего не поменяется. Театр потеряет звездное имя, а актер продолжит сниматься в кино, участвовать в независимых проектах. Сегодня он очень востребованный артист и не зависит так уж фатально от “Современника”, продолжает Натапов:

— Ситуация с Михаилом Ефремовым напоминает мне обсуждение в 1990-х сериала “Богатые тоже плачут”: как бабушки сидели на лавке и судачили о том, что же там такого сделал в новой серии Луис Альберто. Почему мы должны это обсуждать? Российские звезды живут на другой планете, у них совершенно другие гонорары. Замечу еще, что вся эта история как-то срифмовалась с печальной новостью об уходе из жизни Олега Табакова. Вот это большая трагедия — прежняя театральная культура и отношение к профессии уходят на наших глазах...

— У меня была похожая ситуация, только не в такой веселой форме, — вспоминает артистка Национального академического театра имени Я. Купалы Юлианна Михневич. — Зритель тогда первый начал... Почему о хамстве зрителя, столь распространенном в театре, мы сегодня не говорим? Я вообще не вижу здесь повода для скандала. В театре подобное происходило, но не хочу выносить грязное белье из нашего дома.

Этюд в розовых тонах


В 2010 году в концертном зале “Минск” Михаил Ефремов играл в спектакле “Мошенники” вместе с Даниилом Спиваковским и другими звездами. Был аншлаг, спектакль прошел на ура. Продюсер тех гастролей, директор концертного агентства “Альфа-концерт” Евгений Ершов, вспоминает:

— Да, помню такой спектакль! Он был весь в каких-то розовых тонах. Особенно кровать! С Михаилом Олеговичем никаких проблем тогда не было.

КСТАТИ

В 2016 году в Минске были отменены гастроли театра “Современник” со спектаклем “Анархия”, одну из главных ролей в котором исполняет Михаил Ефремов. К постановке предъявило претензии Министерство культуры России из-за звучащей там ненормативной лексики.

pepel@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...