Чемпион страны БАТЭ и обладатель Кубка «Шахтер» откроют новый футбольный сезон матчем за Суперкубок

Пилюля от сытости

Завтра в Пинске обещают аншлаг. На стадионе «Волна» чемпион страны БАТЭ и обладатель Кубка «Шахтер» откроют новый футбольный сезон матчем за Суперкубок. Сезон этот, что любопытно, обещает быть таким, каких еще не было.

Для начала последняя информация о прошедших в Гомеле судебных заседаниях. На них рассматривались иски бывших игроков «Гомеля» к клубу. Так вот сквозь правовое информационное сито кое–что все–таки просочилось. А именно: 1) «Гомель» предлагал футболистам мировое соглашение, которое не было принято; 2) суд постановил взыскать с команды 275 миллионов рублей в пользу Дмитрия Комаровского; 3) в части взыскания с нанимателя среднего заработка за каждый день просрочки суд отказал по причине тяжелого финансового положения клуба; 4) Комаровский требовал взыскать с «Гомеля» больше миллиарда... 5)  суд отказал ряду футболистов «Гомеля» в части претензий к клубу.

Кто такие эти Комаровский и, например, Быченок? Кто такие Сердюк и Кирильчик, которые тоже ищут управы на «Гомель» в суде? Без обид — средней руки футболисты, которых большинство любителей футбола не знают даже по фамилии — не говоря уже о том, чтобы знать в лицо. А зачем тогда платить им за игру, будто виртуозам, если что с ними, что без них результат получается примерно одинаковым? Зачем эти месячные оклады в 5, 7, 10 и даже 18 тысяч долларов, что еще в прошлом сезоне были установлены сразу в нескольких наших футбольных клубах, если зритель отказывается ходить на трибуны, а средняя посещаемость чемпионата вот уже который год топчется вокруг цифры в две тысячи человек?

Впрочем, на складывающуюся ситуацию можно взглянуть и под другим углом. В Бресте на этой неделе появилось открытое письмо футболистов местного «Динамо» к губернатору области Анатолию Лису. Ситуацию в клубе они называют катастрофической прежде всего потому, что «за 2014 год задолженности по зарплате... составляют от 5 до 8 заработных плат. За текущий, 2015 год зарплаты и вовсе не выплачивались...  Остаются без ответа вопросы: каким образом футболистам кормить свои семьи, оплачивать проживание, выплачивать кредиты, рассчитываться за учебу?»

Действительно, как, каким образом? Стоя на берегу золотой реки, которая еще недавно не просто протекала по многим нашим футбольным клубам, а еще и приносила вместе с водой приятный во всех отношениях шелест купюр, трудно понять, почему пересох источник. Почему надо затянуть пояса. И коли пословица учит, что «если хочешь помочь голодному, не давай ему рыбы, дай ему удочку», то почему стоит предложить футболистам мяч, а не деньги, то они обижаются? На, бери мяч, бей, зарабатывай! Не берут, не хотят, не могут...

Если мы говорим, что клубы должны зарабатывать (а по Указу Президента «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» в этом году они должны самостоятельно зарабатывать минимум 50 процентов своего бюджета), если УЕФА настаивает на соблюдении принципов финансового фейр–плей (европейские правила существенно жестче белорусских: клубы не должны тратить больше, чем зарабатывают), то нынешний сезон вполне может стать переломным моментом для всего белорусского футбола. Да, секвестр бюджетов вполне может вылиться в падение спортивных результатов (хотя тут еще бабушка надвое сказала: в БАТЭ вот, минском «Динамо», солигорском «Шахтере» на довольствие не жалуются, а другие команды нас победами и не баловали), но для всех будет лучше, если в клубах перестанут витать в облаках, а научатся как следует ходить по земле. И обязательно — сеять и выращивать.

А то, знаете ли, ужасно получается. Футболисты, своей зависти к зарплатам которых не скрывают представители большинства видов спорта, в том числе действующие олимпийские чемпионы, пока еще плачут за рулем своих шикарных авто: видите ли, не смогут отдохнуть зимой на Мальдивах, Багамах и прочих Сейшелах... А в это время прославленный бомбардир Михаил Мустыгин из своей деревенской хаты признается, что на футбол нынче не ходит: «Не вижу ярких игроков, индивидуумов, огня в глазах и мечты в головах». В издаваемой нашей редакцией «Сельской газете» он рассказывает, как однажды играл против Ростова со сломанной ногой, даже гол забил, но кто из современных футболистов читал этот его рассказ? И какие выводы сделал?

Прекрасно понимаю, что сегодня не советское время и вообще жизнь изменилась. Но вот случилось так, что за все межсезонье на сборы в благословенную Турцию смогли выбраться всего 4 — 5 наших команд, случилось, что футболисты перестали изображать из себя ожидающих предложений невест, а начали проситься на работу в клубы — как слесари на завод, как сапожники в мастерские и журналисты в газеты. Случилось так, что Пинск затмил собой Анталию и стал невольной столицей нашего футбола. Вот и посмотрим на полях, что из этого произрастет. И каким окажется качество.

Я, кстати, почти уверен, что нынешнее футбольное зрелище окажется не хуже, чем во времена Мустыгина, Малофеева, Кондратьева, Прокопенко, Гуренко и Белькевича. Собственно, зрелище будет таким, каким было во все времена, кроме тех, когда причины неудач в еврокубках неожиданно стали объяснять чрезмерной удовлетворенностью и излишней сытостью игроков.

gord@sb.by

Советская Белоруссия № 48 (24678). Пятница, 13 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter