Пилюля «от нервов»

Производство   дешевых   лекарств   может   стать  серьезной   проблемой   для   фармакологической  отрасли

Производство   дешевых   лекарств   может   стать  серьезной   проблемой   для   фармакологической  отрасли 

Мало какой из рынков имеет настолько ярко  выраженный сезонный характер, как фармацевтика. Как показывает практика, сезонный прирост продаж здесь стабильно приходится на зимние месяцы с пиком в январе. Чихающее и кашляющее население активно закупает лекарственные средства для профилактики и лечения простуды и гриппа. А вот в апреле—июне наступает закономерный спад, который длится до сентября. Основные объемы реализации в это время приходятся на препараты для лечения пищеварительного тракта, заболеваний нервной системы и нормализации обмена веществ. 

Экспортный  криз 

Ситуацию в розничном сегменте фармацевтического рынка сегодня нельзя назвать нестабильной: дефицита медикаментов нет. Хотя количество аптечных учреждений в связи с новыми правилами надлежащей аптечной практики, вступившими в силу 3 августа 2007 года, несколько снизилось. Большинство негосударственных аптечных учреждений привели свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. Однако некоторые не смогли либо не захотели этого сделать. В итоге с начала года число частников на аптечном рынке страны сократилось с 835 до 629. 

В Беларуси политика в области лекарственного обеспечения формируется на основе перечня основных лекарственных средств. По данным Минздрава Беларуси, в 2006 году страна закупила лекарственных средств на сумму 584 млрд. белорусских рублей. При этом доля отечественных лекарственных средств в структуре закупок составила более 27 %. Оптовую реализацию лекарств осуществляют 13 крупных государственных складов и 101 негосударственный. Однако у участников рынка — представительств крупных зарубежных фармацевтических концернов — по поводу программы импортозамещения сложилось неоднозначное мнение. С одной стороны, они признают: имея отрицательный внешнеторговый баланс, не заниматься импортозамещением нелогично, но с другой — такая ситуация отучает отечественных фармпроизводителей «чувствовать рынок». Основными рынками сбыта для них по-прежнему остаются Россия, Украина, Казахстан, Молдова и Азербайджан, но ни в одной из этих стран «тепличных» условий для белорусских производителей нет. Поэтому успехи наших фармпроизводителей на внешних рынках куда более скромные, чем на родине. 

«Что касается потребителя, то, я думаю, он редко задумывается, чей препарат покупает, — говорит директор ООО ЦМИ «Фарм-эксперт» Дмитрий Петрович. — Ценовой диапазон конкуренции отечественных производителей соответствует наиболее дешевым индийским, российским и украинским препаратам. В этой среде и «срабатывает» импортозамещение. Но доля данных препаратов невелика и имеет тенденцию к снижению. Более того, устоявшееся мнение о том, что хорошее дешевым не бывает, заставляет потребителя делать выбор не в пользу отечественного производителя». 

«Рано или поздно каждый из зарубежных производителей замечает, что белорусские фарм-предприятия освоили производство аналогов тех или иных лекарственных средств, причем по ценам гораздо ниже, что позволяет им успешно конкурировать даже с крупными брендами. Но белорусские предприятия могут освоить далеко не все. Ведь зарубежные фармацевтические концерны ежегодно тратят миллиарды долларов на исследования. К примеру, только наша компания инвестирует каждый год около $ 1,5—1,7 млрд. в разработки», — отмечает Надежда Щуревич, глава белорусского представительства компании «Bayer Schering Pharma». 

Инвестиции для 22 отечественных фармацевтических предприятий становятся весьма актуальным вопросом. Дело в том, что к  2010 году фармпроизводства должны быть полностью готовы к аттестации по международной системе качества GМP (Good Manufactured Practice). Этот стандарт применяется в Западной Европе и США, прежде всего для защиты своих производителей от конкурентов. Прогнозируется, что к 2010 году на рынке Беларуси будет уже 700 наименований отечественных лекарств (сегодня чуть более 500). Но пройти аттестацию не так уж и просто. Ведь белорусским заводам приходится выпускать дешевые препараты, поскольку цены на них формирует государство, и их рентабельность, которая не превышает 15—17 % , скорее всего, не позволит осуществить такие масштабные проекты. Без субсидий или крупного кредита тут не обойтись. 

Своя  доля 

По итогам первого полугодия 2007 года прирост в стоимостном выражении в среднем по рынку фармацевтики составил около 23,3 %, причем наибольшая динамика наблюдалась в розничном сегменте рынка (30,31%). Специалисты указывают, что  он был обусловлен в первую очередь повышением средней цены проданной упаковки лекарственных средств, но не увеличением количества проданных упаковок. Действительно, участники рынка отмечают одну существующую на местном рынке тенденцию — увеличение спроса на дорогие лекарственные препараты. Потребитель не без влияния рекламы в СМИ отдает предпочтение более дорогим лекарствам, преимущественно иностранного производства. Около 60 % всех продаж приходится на препараты ценовой категории $1—4 за упаковку. Среди отечественных производителей в данную категорию попадают только препараты производства ОАО «Белмедпрепараты» с долей от общего объема продаж в группе всего 0,38 %. 

Объем импорта лекарственных средств в Беларусь в первом полугодии 2007 составил около $ 130 млн. (в ценах производителя). Из них импорт из стран дальнего зарубежья составляет $ 115,9 млн. На долю ввоза первых 20 дистрибьюторов приходится 80 % всего импорта лекарственных средств, что говорит о еще большей концентрации. Государственные дистрибьюторы свою долю относительно аналогичного периода прошлого года увеличили с 33,8 до 36,5 %. 

Надо заметить, что фармацевтический рынок в Беларуси крайне демонополизирован. Доли даже крупнейших грандов не превышают 6 %, и «турнирная таблица» выглядит очень устойчиво последние несколько лет. Основная конкуренция разворачивается не между фирмами, а между препаратами. Положительные изменения в положении препаратов в рейтинге связаны либо с сезонностью их потребления, либо с активизацией рекламы. 

Считается, что при условии сохранения стабильности экономической и политической ситуации в Беларуси объем фармрынка к концу 2007 года в стоимостном выражении может достичь $ 440—450 млн. При этом около $ 100 млн. придется на госпитальный сектор, рост которого ограничен в данный момент особой системой поставок медикаментов. 

--------------------------------

Куда  катится  таблетка 

По результатам исследований компании «IMS Health», рынок лекарственных средств и медикаментов по темпам роста занимает одно из первых мест в структуре мировой экономики. Объем продаж медпрепаратов в 2006 году составил $ 643 млрд. По оценкам экспертов, в 2007 году общий объем продаж предположительно достигнет $ 665 – 685 млрд. 

По оценкам аналитиков «IMS Health», среди основных тенденций, определяющих структуру мирового фармацевтического рынка, можно отметить, во-первых, продолжающееся смещение баланса производства лекарств из США, стран Евросоюза и Японии в Китай, Индию, Бразилию и Турцию. Во-вторых, повышение спроса на лекарственные средства, предназначенные для лечения хронических заболеваний: патологий сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, онкологических заболеваний, рассеянного склероза. Особенно высокая динамика наблюдается на субрынке онкологических препаратов. В 2006 году он составил 5,7 % от всех медицинских препаратов, проданных в мире. Этот рост объясняется увеличением числа пожилых людей в развитых странах, а также улучшением качества диагностики раковых заболеваний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter