Брака среди лекарств - десятая часть процента

Пилюля без риска

В отличие от соседних стран, которые периодически захлестывают волны фальсифицированных лекарств, в наших аптеках купить некачественный препарат невозможно, уверяют представители Минздрава. Гарантия — многоступенчатая система контроля за обращением медикаментов, одна из самых жестких в СНГ. В помощь нам, потребителям, ведь самостоятельно, на вкус и цвет, как в случае с обычными продуктами, определить качество лекарств мы не в состоянии. Какие же проверки проходят таблетки, порошки и капли и почему на них все же случаются нарекания?


Последняя попытка ввоза поддельных пилюль на нашу территорию была предпринята в 2004 году. С тех пор усилия были направлены на то, чтобы очертить круг надежных поставщиков и работать только с ними. Сейчас все поставки лекарств идут к нам исключительно от производителей или их официальных дистрибьюторов. Национальное законодательство исключает возможность для деятельности посредников — с ними–то чаще всего возникали проблемы. Чистка рядов дала результат: брака среди лекарств выявляется всего лишь одна десятая процента. Это очень низкая цифра, да и то обусловленная форс–мажорами, например, во время транспортировки, от которых никто не застрахован. Так как качество и безопасность каждой поступающей к нам партии медикаментов в обязательном порядке проверяются в государственных контрольно–аналитических лабораториях, сомнительный товар попросту отсеивается и не попадает на рынок. Но даже лекарства, допущенные к реализации, не остаются без внимания на протяжении всего срока годности. Проверки могут быть вызваны, скажем, жалобами потребителей или информацией от врачей о неэффективности средства. Если же взять отечественные препараты, которые занимают на рынке всю большую нишу, то все стадии их создания — разработки, подбора технологии, определения безопасности и эффективности во время биоэквивалентных и клинических испытаний — сопровождают меры по обеспечению качества. Которое затем еще нужно доказать при госрегистрации — тут отсеивается пятая часть претендентов на новинку. Остальные идут в производство, что снова значит контроль всех ингредиентов, упаковки, процессов, а затем завершающий, на выходе. И только после этого препарат попадает на оценку в одну из независимых государственных лабораторий, которая должна дать добро на продажу.

В эту безупречную картину борьбы за качество диссонанс вносят мнения потребителей, которыми они эмоционально порой делятся с редакцией. Гипертоник из Минска Ольга, долгое время покупавшая эналаприл от одного белорусского фармпредприятия, однажды была вынуждена за неимением выбора в аптеке купить вариант от другого. «Он мне вообще не помог, как такое может быть? Ощущение, что это просто мел!» — возмущалась читательница. А Александр Иванович из Бреста сетовал на неудобную (половина выливается!) упаковку глазных капель, с которой столкнулся, как только вместо импортных ему стали прописывать отечественные. Такие жалобы для Минздрава, как оказалось, не новость. Линия по производству глазных капель у нас в стране одна, и форма выпуска действительно многим неудобна. Нужна модернизация производства, но пока все упирается в финансы. Нарекания же на неэффективность препаратов — если это не система, подтвержденная врачебной практикой — связаны с индивидуальной особенностью организма, объясняют специалисты. Мол, если лекарства зарегистрированы, значит, подтвердили эффективность. Чаще всего дженерик имеет какое–либо расхождение с оригинальным препаратом по составу вспомогательных веществ, при этом действующее вещество будет в том же количестве. И тут надо понимать: человек — уникальная биосистема, со своим весом, рационом, болезнями. Поэтому во всем мире картина одинакова: на 5 человек из ста лекарство будет действовать иначе. Одному идет препарат конкретного производителя, другому — нет. Это нормально. В таких случаях Татьяна Тумеля, начальник управления организации производства и перспективного развития Департамента фармпромышленности Минздрава, советует обратиться к врачу, который поможет подобрать аналог. Тем более что сейчас мы как никогда избалованы их выбором.

Главное, чего не стоит делать, — это приобретать лекарства в интернете, который все чаще становится лазейкой для контрафактных лекарств. У нас в стране такая торговля вне закона, но сайты базируются за рубежом и бороться с ними сложно. Недавно представители министерств по налогам и сборам и здравоохранения провели контрольную закупку на ресурсе, предлагающем на нашей территории незарегистрированные препараты для лечения эректильной дисфункции. Курьер доставил капсулы без упаковки, просто отрезанные от блистера. Гарантий никаких, опасность для здоровья — огромна. Есть ли смысл рисковать?

vasilishina@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter