Пиковые страсти

Куклы из Гродно переиграли многолюдные солидные театры

Многолюдные солидные театры переиграли куклы из Гродно, которых оживили четверо артистов

Случай редкий, исключительный. В конкурсе на Национальную театральную премию-2012 участвовали многолюдные солидные коллективы вроде Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Национального академического имени Янки Купалы, Национального академического драматического имени Якуба Коласа, Национального академического драматического имени М. Горького, а лучшими, по признанию жюри, из 112 человек оказались куклы из Гродно, которых оживили всего четверо артистов. К тому же их театральное здание только выходит из капитального ремонта, и кукольники работают на случайных площадках. Да и в других номинациях театры кукол из Минска и Могилева оказались победителями. Этот факт означает, что театры кукол основательно обгоняют драматические театры по способу художественного мышления.

За эту театральную неделю все увидели, что кукольники могут создать стильный, яркий, эстетский, профессионально выверенный спектакль («Пиковая дама»). На тяжелейшем абсурдистском, авангардном литературном материале поляка В. Гамбровича показать уродства нашей жизни («Венчание»). Сделать легкий, веселый, интересный, радостный спектакль для детей, на котором и взрослые с удовольствием вспомнят младые годы («Волшебная кисть»). Эти три образцовые работы, очевидно, заставят обратить внимание на крепкое, дружное сообщество кукольников, к которым по ошибке принято относиться несерьезно. Они же, оживляя мертвые предметы, восстанавливают подлинную жизнь, чувства, переживания и воскрешают своих кукольных героев. Заодно и нас, зрителей.

Как жаль, что драматические театры не смогли в этот раз показать ничего потрясающего. Они оказались на ровном среднем уровне, с провинциальным мышлением, независимо от того, находятся они в областях или в столице. Почти все спектакли сделаны в угоду настроениям и ожиданиям публики как форма проведения досуга, с музыкальными номерами, подтанцовками и элементами шоу. Наша белорусская кибитка идет по утоптанной проселочной дороге, обходя лесные заросли и чуть заметные тропинки трудных экспериментов, чтобы не сломать голову. Однако на дворе век цифровых технологий и нового звукозрительного мышления. В театр приходит новое поколение, с которым необходимо найти контакт, преодолеть враждебность и непонимание, выжить и стать ему интересным.

Национальная драматургия, представленная произведениями Алехновича, Купалы, Короткевича, встречается с современной публикой в одежках прошлого века. Спектакли играются в устаревшей эстетике. Они жалостливы и заунывны. И лишь единственная театральная работа получила премию как лучшая постановка по произведению современного белорусского автора — спектакль «Одноклассники» Могилевского драматического театра. Пьеса Юлии Чернявской поставлена молодым и уже известным режиссером Катериной Аверковой, почти безупречно сыграна актерами. В спектакле присутствует социальное звучание текста, который необходим нашему обществу. В нем нет положительных или отрицательных героев. Есть поступки. Есть чувство совестливости. Есть узнаваемые человеческие судьбы.

Времена сейчас не романтические, не поэтические, не вялотекущие. Времена бесконечных переговоров по мобильникам и отправления эсэмэсок. Зритель не хочет грузиться чужими проблемами. Ему бы свои как-нибудь разрешить. Театры показывали много классики: Уршуля Радзивилл, Карел Чапек, Владимир Сологуб, Александр Грибоедов, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин и оказавшийся популярным Пьер Бомарше с «Женитьбой Фигаро». Прежние драматурги писали, не опасаясь переизбытка слов, потому что пьесы все сначала читали, потом смотрели на сцене. Сегодня мы вообще мало читаем, а пьесы и вовсе никогда. И зрители часто затихают в театре, чтобы после сериалов про ментов и криминал просто послушать нормальные тексты. Оказывается, есть что послушать. Режиссерам и актерам даже не надо выворачивать себя наизнанку и заигрывать с публикой. Достаточно грамотно и внятно объяснить все то, что не устарело и продолжает волновать сегодня, что будоражит мысль и помогает преодолеть какие-то жизненные тупики.

16 спектаклей отечественных театров претендовали на 10 премий. Было, конечно, много обиженных, но думается, что в спорах, оценках, анализе театральное сообщество разглядело свое лицо в зеркале мнений, определилось в путях своего дальнейшего развития.

На снимке: сцена со спектакля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter