«Пике» по плану?

Что будет с российским и белорусским рублем?За кризисное время (вторую половину минувшего года и начало нынешнего), по официальному курсу, доллар в России подорожал более чем на 50 процентов, в Беларуси – на 30. Как курсовая политика центробанков двух стран в дальнейшем отразится на наших доходах и расходах?

В первой половине минувшего года траектория движения обменного курса национальных валют к доллару в Беларуси и России была похожей: в обменниках американская валюта дешевела. В Москве летом за доллар давали чуть больше 23 российских рублей, в Минске – примерно 2100 белорусских. Однако мировой кризис повернул процесс вспять. На начало февраля в России доллар поднялся до отметки в 36 рублей, а в Беларуси – до 2750. В Москве заявляют, что «дно» уже близко, то есть поэтапная девальвация заканчивается. А глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович обещает, что обвальной девальвации, подобной той, которая произошла в начале года (одномоментно на 20 процентов), не будет. Во всяком случае, до конца первого квартала. А в апреле, мол,  посмотрим, что делать дальше.
К девальвации национальной валюты к основным мировым прибегают во многих странах. Например, в Украине гривна ослабела к доллару за кризисный период примерно на 60 процентов, то есть больше, чем российский и белорусский рубль. Девальвацию как «лекарство» от кризиса прописывают многие экономисты. Логика проста: если при девальвации себестоимость продукции производителя в национальной валюте остается прежней, то в пересчете на доллары или евро себестоимость снижается. И за 30 долларов твой товар за рубежом охотнее купят, чем за 40. Для Беларуси, которая львиную долю своих товаров поставляет на экспорт, такой ценовой аргумент, конечно, очень важен.
Однако у такой стратегии есть и обратная сторона. Импортные товары в пересчете на нацвалюту при девальвации тоже ведь выходят дороже, что ведет к повышению себестоимости отечественной продукции, произведенной с использованием импортных комплектующих. Среди негативных для рядового потребителя последствий такой политики специалисты называют также возможность «вымывания» с внутреннего рынка импортных товаров, которые в пересчете на национальную валюту оказываются слишком дорогими.
Тем не менее в Национальном банке не пересматривают своего отношения к выбранному курсу на девальвацию национальной валюты. По словам Петра Прокоповича, единовременная девальвация белорусского рубля на 20 процентов была одним из условий Международного валютного фонда для выделения Беларуси стабилизационного кредита в размере 2,46 миллиарда долларов. А благосклонность МВФ давала стране не только деньги, но и открывала дорогу для будущих заимствований на международном уровне.
Например, 1 миллиард долларов Беларусь собирается уже в апреле–мае получить от Всемирного банка. «Второе направление – это работа с ЕБРР, – рассказывает Петр Прокопович. – Пока эта работа в начальном состоянии. Я думаю, что если мы ее начнем сейчас, то уже в июле можно решать и с ними вопрос о предоставлении Беларуси кредита». «Также ведется работа с крупнейшими европейскими странами, – добавляет он. – Мы напрямую работаем с правительствами этих стран по получению ресурсов».
Эти ресурсы крайне необходимы в первую очередь для нейтрализации значительного отрицательного сальдо во внешней торговле. Удастся разобраться с этим, как рассчитывают в Нацбанке, тогда и стабильность белорусского рубля будет обеспечить проще. А валютная стабильность, в свою очередь, поможет удержать инфляцию, которая, по предварительным прогнозам, в Беларуси достигнет 11–11,5 процента в 2009 года.
Еще одно направление антикризисных мер Нацбанка – это привлечение средств населения в банки, наращивание кредитования, снижение процентных ставок по выдаваемым средствам. В феврале и марте, как пообещал Петр Прокопович, ставка рефинансирования Нацбанка меняться не будет. Тем не менее ставки по кредитам должны падать, так как они запредельные, неподъемные для многих. Снижение стоимости кредитов прежде всего должно коснуться стоимости жилья. Именно строительство в кризисное время призвано стать локомотивом экономики. Если в минувшем году белорусы  построили почти 5,2 миллиона квадратных метров, то в нынешнем, несмотря на дыхание мирового кризиса, собираются ввести в строй около 6 миллионов.
Правда, некоторые экономисты полагают, что продолжение девальвации белорусского рубля все же продолжится. Чтобы белорусский товар хорошо продавался на главном для него российском рынке, необходимо, объясняют эксперты, чтобы белорусский рубль упал к доллару больше, чем это сделал российский. Если следовать этой логике, то белорусский рубль должен ослабиться еще, как минимум, на 20 процентов. Для рядовых граждан это может означать, что доллар в обменниках может стоить более  3150 рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter