Пикассо в формате... автомобиля

Искусство и технический прогресс
Искусство и технический прогресс

Казалось бы, споры о том, является ли фотография искусством, давным–давно канули в Лету. Но с появлением цифровых камер возобновились с не меньшей горячностью, чем сто с лишним лет назад. Действительно, эти умные коробочки достаточно просты в обращении и уже вполне доступны по цене, так что теперь практически любой, нащелкав «фоток», способен перенести нехитрый результат своего творчества в компьютер и, немного похимичив с «фотошопом», наделать довольно–таки приличных картинок... Если вы думаете так или примерно так, загляните в Музей современного изобразительного искусства. На днях там открылась выставка «Мазда–шедевр». Отнюдь не с целью рекламы и без того популярной у белорусов марки автомобиля.

Одно из выставленных произведений музей уже присмотрел для своей коллекции — по примеру Лувра когда–нибудь и здесь рассчитывают создать экспозицию артефактов современной рекламы и дизайна. Хотя новому проекту рекламного агентства «Primary Saatchi & Saatchi» свойственны все признаки современного искусства постмодернизма в целом. А именно: пафосность, китчевость, легкость, интерактивность, эклектичное смешение всевозможных стилей... Иными словами, все то, что безошибочно указывает на принадлежность этих произведений нашему, и никакому другому, времени.

По примеру Екатерины Рождественской с ее нашумевшей «Частной коллекцией» фотохудожники Андрей Дубицкий и Андрей Щукин (совсем недавно, кстати, здесь же проходила персональная выставка последнего) в сотрудничестве с дизайнером Игорем Жуком решили переосмыслить шедевры мировой живописи, «усовершенствовав» хрестоматийные сюжеты одним из главнейших атрибутов современности — автомобилем. Но, в отличие от проекта Рождественской, разрекламированного журналом «Караван историй», это не просто копии известных картин. «Незнакомка» И.Крамского, «Мечтатели» А.Дейнеки, «Купание красного коня» К.Петрова–Водкина, «Девочка на шаре» П.Пикассо и многие другие не менее знаменитые полотна, вдохновившие наших фотографов, вполне узнаваемы. Но в то же время все эти «жанровые сценки» вполне могли попасть в объектив фотокамеры и в наши дни. Не в силу присутствия в кадре вездесущей «Мазды», а благодаря тем мелким деталям, умение подметить которые и отличает художника от ремесленника.

Любопытно: героев проекта, подходящие типажи для воссоздания шедевров живописи в новом формате фотографы искали... прямо на минских улицах. Искали людей, не приученных профессионально маскировать свою внутреннюю суть. И последующей компьютерной обработке лица наших современников не подвергались. Возможно, еще и поэтому за каждой из выставленных в Музее современного искусства работ проступают особая драматургия, интимность жизни, застигнутой врасплох...

Так что технический прогресс едва ли может быть реальной угрозой искусству. Еще во время зарождения фотографии люди, работающие с камерой, делились на фотографов и фотохудожников. С чисто материалистической точки зрения объяснить это трудно, но увидеть разницу способен каждый. Развитие техники может только добавить искусству новые возможности... Другой вопрос, что «чистого» искусства, искусства ради искусства в нашем прагматичном мире остается все меньше. И арт–проект «Мазда–шедевр», хоть и заявлен Музеем современного искусства как культурное событие столицы, изначально был приурочен не к чему–нибудь, а к открытию нового автоцентра... Можно ли предугадать, как эта тенденция совмещать приятное с полезным отразится на развитии искусства будущего?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter