Здоровье не позволяет Виктору Громыко рисовать, но он мечтает взять в руки кисть

Пейзаж, нарисованный чувством

В Национальном художественном музее серию персональных экспозиций мастеров, ставших классиками белорусского искусства ХХ века, доверили открывать Виктору Громыко. И не только потому, что 1 января ему исполнилось 95. Народный художник Беларуси долгие годы был равным среди лучших, таким остается и сейчас, даже несмотря на то что последние три года не берет в руки кисть.

Выставка к 95-летию Виктора ГРОМЫКО открылась в Национальном художественном музее.

Возраст, а главное – зрение не позволяют это делать. Но в мечтах он лелеет надежду, что еще вернется к мольберту. Пока же работники Республиканского интерната ветеранов войны и труда, где сейчас живет художник, воспринимают его больше как философа и писателя. Он уже выпустил одну книгу мемуаров, еще две задержались в издательстве. 

Громыко из тех людей, которые не могут сидеть без дела. Не держат руки карандаш – но ведь можно фантазировать, рисовать в голове. Так было и во время Великой Отечественной войны. Именно тогда у молодого солдата начали складываться образы родной природы и сослуживцев. Но тогда было не время для художеств, да и навыков особых не было. Учиться этому делу он начал поздно, в двадцать пять. Но прошло совсем немного времени, и появились «Солдаты», «Песня о моем отряде», «Пламя ноября», «Земля» и, конечно же, «Льны белорусские», которые сегодня можно считать программными произведениями. Все его военные картины буквально пропитаны болью, а пейзажи – любовью к родному краю. Как замечают искусствоведы, простая и внешне неброская белорусская природа, поля и полоски леса, озера и берега в оптике художника превращаются в большой и могучий организм, открывая монументальность и сложность, силу и глубину в каждом, на первый взгляд, случайном мотиве. Все это и можно увидеть сейчас в музее. Всего в его коллекции около пятидесяти полотен мастера.

На открытии выставки вспоминали общественную нагрузку и педагогическую работу Громыко. Около 40 лет он преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, был деканом художественного факультета, руководителем персональной творческой мастерской Белорусской академии искусств. Заметен был и на должности в Союзе художников: дворец на улице Козлова возводился как раз при нем. Позже Виктор Александрович был избран почетным членом Национальной академии наук. Это как подтверждение, что человек оставил значимый след в истории страны.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter