История — в отражении: как художница создает картины на елочных шарах

Пейзаж на стекле

Елочная игрушка – это всегда волшебство. Как таинственно и трогательно переливаются шары на дереве, вселяя ощущение праздника и заставляя поверить в чудо… А что если игрушка на зеленой красавице не просто напоминает о торжествах, но и рассказывает историю? Какую – знает Татьяна Сонец, которая накануне Нового года ее и создает. Все просто: художница пишет уникальные картины на стеклянных шарах. Давайте вместе заглянем в мастерскую, чтобы увидеть, как рождается этот декор.


Хрупкая красота

Тонкие пальцы осторожно обхватывают стеклянный шар. Художница не двигается и, кажется, почти не дышит. Игрушку постоянно надо держать на весу. В руках она поначалу почти не ощущается, но спустя несколько часов работы так уже не скажешь. Любое неверное движение – и хрупкий материал может треснуть. Изделие объемное, нанести рисунок как на холст не получится. Не учтешь этот момент – изображение исказится. Как ни крути, здесь нужна сноровка. И скорость – акриловые краски высыхают мгновенно.

Татьяна склонилась над картиной в миниатюре и словно дирижирует кисточкой:
– Первая работа, помню, не вышла: сфера оказалась коварным геометрическим объектом. Я ведь стремлюсь создать полноценную картину. Видите, елочки на моих игрушках – с ноготок, крошечные деревенские домики, река, бегущая среди льдов, как тонкая атласная ленточка. Но со временем я наловчилась. Если сказать банально, приходится делать ювелирную работу. А если по-житейски – из-за этого зрение себе испортила. Не люблю высокопарных слов, но не писать не могу: вожусь на кухне, а сердце рвется в рабочий кабинет.
Мастерская у Татьяны – под крышей дома в Тарасово (под Минском). Аккурат над ее рабочим местом – окно. Свет льется на игрушки потоком. За счет реалистичности изображения кажется, что ты попал в мир, где все предметы стали уменьшенной копией. Избушки с горящими окошками в окружении леса. Миниатюрные елочки, утопающие в снегу. Небо с россыпью звезд. Куда-то спешащий по каменному мостику ямщик. Все эти истории можно прочесть на игрушках.


Быт и искусство

Художником Татьяна стала случайно, в 35 лет. В жизни многодетной мамы (у Татьяны трое детей) был период растерянности. Хотелось найти дело по душе, а оно не находилось, как часто бывает. И как раз перед Новым годом друг семьи подарил детям масляные краски. Ребята порисовали немного и забросили. Кажется, Татьяна случайно взяла кисть. Сделала один мазок, другой – и застыла от удивления: они были совсем не похожи на акварель или гуашь. Опомнилась только вечером, когда дочка и сыновья стали настойчиво требовать ужин.

– Почему среди художников так мало женщин? Известных имен ведь практически нет. – Татьяна для наглядности в одну руку берет черпак, в другую – кисть. – Очень сложно отвлекаться от живописи на бытовые вещи. Это словно отдельный мир, в который ты погружаешься с головой. И мне не хотелось его покидать. Я даже рисовала первое время на кухне, подставив под холсты и дощечки баночки. Потом перешла в кабинет. Укладывала детей спать и бежала в мастерскую. Могла писать до трех ночи, а утром с трудом продирала глаза.



В то время из-под ее кисти вышло много картин. Художница признается, что действовала по наитию:

– Понимаете, я нигде не училась живописи. Но у меня вдруг возникло ощущение, что я всегда умела это делать. При этом мне хотелось получить совета от профессионала. Покупала книги, учебники, показывала свои работы в интернете художникам. Просила их критиковать, чтобы и самой замечать ошибки. Этакий творческий мазохизм. Да, меня критиковали. Переживала, злилась. Но стиснув зубы исправляла недостатки. Состоялась даже персональная выставка. А потом дети стали требовать больше внимания, какие-то бытовые моменты навалились. Последней каплей… так же это называется? Стало грубое замечание коллеги-художницы. Дескать, ты не творец! Я перестала писать…

Коробка с секретами

Тогда Татьяна, биолог по образованию, стала садовником. Летом, осенью, весной всегда была при деле. А в один из зимних вечеров ей на глаза попался обычный елочный шар, который захотелось украсить. Так появилась первая миниатюрная картина. Потом вторая, третья…
Сегодня уникальные авторские игрушки есть в коллекциях не только Беларуси, но и России. Художница показывает игрушку, над которой сейчас работает:
– У меня есть знакомая, которая под Новый год каждый раз просит сделать для нее новый шар – такая семейная традиция. Идеи для сферических картин могу позаимствовать у других художников и не скрываю этого. Но чаще использую отдельный элемент, который зацепил, в остальном – моя фантазия.



Мастер признается, что не любит повторять уже созданные ею произведения, – сразу становится скучно. Иногда задумка видоизменяется даже в процессе росписи. В коллекции у самой Татьяны немного ее творений. Она аккуратно достает с полки разбитый шар: пять часов работы без перерыва в тот день пошли насмарку. Помнит, как сделала последний мазок, хотела посмотреть на результат, но неожиданно рука дрогнула:

– Трещину заклеила скотчем. Храню как реликвию. Потом нашла шары из прочного индийского стекла. Если взять в руки такой, он тяжелый. Даже деревянные сферы расписывала, но в основном просят творить на стекле. В этой хрупкости людям видится особенная ценность. Согласитесь, до сих пор некоторые хранят коробки с советскими игрушками.


У Татьяны тоже есть коробка с новогодним декором: здесь нет шаров, выполненных в одном стиле. Каждая игрушка уникальна. Художница протягивает стеклянную фигурку розового цвета:

– В детстве этот поросенок был любимым, ему уже больше 40 лет. На елку не вешаю – берегу как зеницу ока. Еще у меня есть несколько альбомов с открытками, доставшимися в наследство от бабушки. Правда, это только часть коллекции, основная хранится у мамы. Мой дедушка был военным, одно время служил за границей. И, представьте, каждый день он отправлял своей любимой по открытке, обязательно оставляя на ней маленькое послание. Это была история, о которой легко можно снять фильм. Я часами рассматривала этот скарб, читала надписи. Видите, здесь и целая коллекция новогодних открыток.


Некоторые работы Татьяны тоже легко назвать открытками, только создает она их на необычных поверхностях. Новогодние мотивы появляются на стенах, шкатулках и даже деревянных спилах. Скоро она возьмется за роспись резных Дедов Морозов: деревянные фигуры уже ждут своего часа.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter