Пейте на здоровье!

Популярной на Брестчине минеральной воде нужен более широкий выход на внешний рынок

Популярной на Брестчине минеральной воде, производимой местной потребкооперацией, для повышения рентабельности нужен более широкий выход на внешний рынок

Сегодня от изобилия разновидностей бутылок с минеральной водой, разливающейся в разных уголках республики, в магазинах разбегаются глаза. А когда-то, в советское время, их было совсем немного и география происхождения целебного напитка была ограничена в основном крупными городами, где имелись соответствующие производства. Бурный рост количества цехов по добыче минеральной воды из подземных скважин и ее розливу начался в конце 80-х годов прошлого века. Демократизация экономики позволила тогда заняться этим делом многим субъектам хозяйствования, среди которых самыми активными оказались колхозы республики. Особенно преуспели в расширении нетрадиционного производства за счет минеральной воды хозяйства Брестской и Минской областей. Со временем первоначальный настрой, с которым активно взялись за бурение скважин в преуспевающих колхозах, пошел на убыль по причине экономической несостоятельности, пришедшей на смену хозяйственному благополучию. Открытые цеха по производству воды стали убыточными и в большинстве своем или навсегда закрылись, или обрели новых хозяев. Классическим примером в этом отношении стала скважина у деревни Холмск в Дрогичинском районе, которая из собственности местного колхоза перешла в пользование удачливых предпринимателей из Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда), имеющих дрогичинские корни. Сегодня добывающаяся здесь с большой глубины вода известна под названием «Фрост», и на территории Беларуси нынче, пожалуй, нет магазина, где бы не было стройных рядов бутылок с этим названием на этикетке. Пытаются составить конкуренцию на внутреннем рынке республики широко разрекламированному «Фросту» «Дарида» и «Минская», пестрыми рядами теснятся бутылки с минералкой других производителей. Среди них почти во всех торговых точках можно увидеть «Марылю» и «Дворцовую». Это напитки, которые разливаются в цехах потребкооперации Брестчины в Иванове, Ивацевичах и Березе. Давайте заглянем сюда и посмотрим, насколько эффективно используется здесь целебный дар природы.

Иваново: «Марыля» заменяет «Боржоми»

Всякий, кто впервые въезжает в этот райцентр со стороны автострады Брест—Гомель, обращает внимание на уютный уголок на северной окраине города. Перед входом в офис филиала «Марыля» Ивановского райпо есть небольшой декоративный пруд, со вкусом обложенный камнями, радующий летом глаз еще и зеленой водной растительностью. Тут же расположен фирменный магазин филиала и кафе-бар «Марыля». Это фасад мощного производственного цеха, внутри которого разливается ежегодно около полутора миллионов бутылок (из расчета полуторалитровой вместимости) минеральной воды «Марыля» и ее собрата «Спринга». Продукция пользуется большой популярностью у местных жителей, но чем дальше расположены торговые точки от Иванова и Брестской области, тем менее заметны на их витринах бутылки с такими названиями на этикетках. Объясняется это все той же конкурентной плотностью на рынке подобной продукции и степенью эффективности рекламы, которой дома и стены родные помогают, а в чужих краях активно противостоят информационные предложения других производителей. Но если бы любители минеральной воды знали об оценке «Марыли» профессионалами, то отдавали бы ей предпочтение более активно. Побывавший на предприятии в феврале директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению Николай Мазур отметил, что по своим целебным качествам «Марыля» идентична знаменитой «Боржоми». Она содержит целый букет минеральных веществ из натрия, хлора, кальция, фтора, гидрокарбонатов и сульфатов, что делает ее весьма эффективной как при лечении различных недугов желудочно-кишечного тракта, так и при профилактическом противостоянии этим болезням. Несколько лет назад при помощи белорусских ученых на основе производимой минеральной воды был разработан рецепт йодосодержащего напитка «Спринг», в котором присутствует также селен, так необходимый жителям Беларуси, испытывающим недостаток этих минеральных веществ в своем повседневном питании. Оздоровительные способности ивановской воды сочетаются с ее прекрасными вкусовыми качествами. Вот почему по количеству медалей и дипломов, полученных на различных выставках-продажах, в том числе и международных, с нею, пожалуй, не сравнится ни одна подобная продукция. Тем не менее проблемы реализации все-таки сдерживают наращивание производства. И в межсезонье, когда в осенне-зимний период спрос на воду падает, цех по розливу в филиале «Марыля» останавливается, и работа расположенной на территории предприятия скважины глубиной более шестисот метров прекращается. Маркетинговая служба предприятия в этот период активизирует усилия, направленные на то, чтобы продать накопившуюся на складах бутилированную продукцию, среди которой наряду с минеральной водой есть еще около тридцати наименований различных сладких напитков. Но без работы коллектив филиала, насчитывающий около двухсот человек, не остается. «Марыля» производит преформы для выдува полиэтиленовых бутылок и сами бутылки различной вместимости. Эта продукция бывает востребована гораздо больше, чем сама вода. Кроме того, из года в год здесь наращивает свои производственные мощности кондитерский цех, продукция которого становится все популярнее благодаря ее разнообразию и фантазии мастеров. Развиваются другие производства, востребованность которых, как рассказала директор предприятия Людмила Попкова, помогает сохранять на белорусском рынке достойное присутствие «Марыли» и «Спринга» и осуществлять их одноразовые поставки в соседнюю Россию.

Ивацевичи: «Дворцовая» изменит cвой привычный привкус

Только при подготовке к написанию этого материала удалось узнать, что популярная на Брестчине вода «Дворцовая» разливается ивацевичскими кооператорами не в райцентре, а примерно в пятнадцати километрах от него, в деревне Бусяж. Здесь расположена скважина, принадлежащая местному СПК «Милейки». Когда-то ее хозяином был колхоз «Бусяжский», во времена больших реформ на земле объединившийся с «Милейками». Низкая рентабельность добываемой воды и проблемы ее реализации заставили хозяйство отказаться от этого дела. Со временем за него взялся комбинат кооперативной промышленности Ивацевичского райпо, который покупает подземную воду у СПК. Почему бы местной потребкооперации не приобрести саму скважину? Директор комбината Надежда Дедок объясняет, что в таком случае придется платить государству налог за использование природных ресурсов, от которого сельскохозяйственное предприятие освобождено. Если такой налог ляжет на предприятие потребкооперации, то низкорентабельная минеральная вода, выпускаемая им, станет и вовсе убыточной. Выгодно и разливать минералку прямо на месте. Правда, от этого преимущества в ближайшее время придется отказаться, так как требования внедряющихся систем качества все возрастают, и соответствовать им созданное в прошлом веке производство в деревне Бусяж уже не в состоянии. Руководство райпо намерено строить современный цех по розливу «Дворцовой» в райцентре. Это, возможно, позволит увеличить и объемы ее поступления в торговую сеть, которые сегодня составляют около миллиона бутылок в год. Пока же и такие масштабы обеспечивают небольшую рентабельность производства минералки, которая разливается в собственные пластиковые бутылки, выдуваемые из преформ, закупаемых у «Марыли». Для повышения финансовой отдачи «Дворцовой» не хватает рекламно-информационной поддержки на рынке, как внутреннем, так и внешнем. Возможно, ее поклонников станет больше, когда ивацевичские кооператоры осуществят свои намерения по изменению вкусовых качеств воды. Как рассказала Надежда Дедок, ее собираются сделать менее минерализованной, так как некоторым потребителям не по вкусу слишком солоноватый привкус ивацевичской минералки. Хотя есть поклонники этого напитка, которые считают эту особенность «Дворцовой» ее главным преимуществом.

Береза: секреты Степана Бувака

Из той же скважины в Ивацевичском районе берет и разливает «Дворцовую» ЧПУП «Березовский комбинат кооперативной промышленности» Березовского райпо. Транспортные расходы, конечно, здесь, как нигде в области, негативно сказываются на уровне ее рентабельности. Но, как ни пытались доказывать экономисты предприятия директору никчемность этого дела, агитируя отказаться от него, комбинат, начав производство «Дворцовой» в 2000 году, до сих пор его не прекращает. Полмиллиона полуторалитровых бутылок в год – таков, по убеждению и расчетам Степана Бувака, минимальный объем, позволяющий добиваться рентабельности выпуска минеральной воды. Повышать ее можно только за счет увеличения этих объемов, что крепко сдерживается проблемами сбыта. Но в Березе перед ними не пасуют. Здешним кооператорам удается в последнее время чаще своих коллег в Ивацевичах и Иванове втискиваться со своей целебной продукцией на российский рынок. В каком именно месте, руководитель предприятия держит пока в секрете, уж слишком зыбки налаживающиеся партнерские связи с российскими соседями. Но поделиться опытом наведения таких мостов по линии реализации минеральной воды он готов. Стремиться к этому нужно хотя бы потому, что белорусская минеральная вода на российском рынке продается по более высокой цене, чем у себя дома. Чтобы извлечь из ценовой разницы выгоду, руководители должны хотя бы на первых порах отказаться от переговоров на эту тему по телефону. Нужно самим ехать к возможным партнерам и на месте обговаривать условия сотрудничества. Такие контакты, как правило, дают положительный эффект. Подобные поездки убедили Степана Бувака в том, что первоначальным препятствием на пути продвижения белорусской воды на российский рынок является отсутствие сертификационных документов, подтверждающих ее потребительские свойства. Да, за них нужно прилично заплатить и предпринять определенные организационные усилия. Но только после получения соответствующих сертификатов березовские кооператоры начали искать покупателей своей минералки в России. Поэтому российским партнерам никогда не приходится ждать после заключения договора обещанных поставок, что делает такие взаимоотношения более устойчивыми. Тем не менее главным тормозом их дальнейшего развития является отсутствие рекламы минеральной воды, производимой белорусской потребкооперацией. А преимуществ, которыми можно привлечь внимание потребителей и завоевать их симпатии, у нее предостаточно. Лечебно-столовая минеральная вода «Дворцовая», например, рекомендуется при хронических гастритах, неосложненных язвенных болезнях желудка и 12-перстной кишки, хронических заболеваниях печени и желчевыводящих путей, нарушениях обмена веществ. Содержание фтора делает ее незаменимой для профилактики кариеса, а наличие селена создает противоонкологический эффект, необходимый для каждого белоруса, украинца или россиянина, живущего в том месте, где были отмечены последствия от аварии на Чернобыльской АЭС. Подтверждением постоянного высокого качества минеральной воды «Дворцовая» стал полученный березовскими кооператорами в декабре 2007 года сертификат соответствия ИСО-9001 на производство безалкогольных напитков.

На снимке: специалист маркетинговой службы филиала «Марыля» Березовского райпо представляет минеральную воду на выставке в Бресте, посвященной здоровому образу жизни.

Фото: Федор МУХА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter