В Национальной библиотеке открылась выставка, посвященная 150-летию композитора Василия Золотарева

Певец народной жизни

Он оставил после себя необычайно богатое творческое наследие и практически с каждым произведением неизменно попадал в десятку. За свой главный хит — написанный в конце 1940-х балет «Князь-озеро» — Василий Золотарев был удостоен Государственной премии ­СССР. Долгое время постановка, основанная на белорусском фольклоре, считалась одной из визитных карточек нашего Большого театра, а Золотарева уже тогда записали в классики и основоположники белорусской профессиональной композиторской школы. Но что интересно: своим его считают не только белорусы. Он много экспериментировал и постоянно обращался к музыкальному материалу других народов Советского Союза: узбеков, таджиков, армян, украинцев, евреев. А еще он был профессиональным собирателем музыкальных кадров. В классе Золотарева учились Владимир Оловников, Анатолий Богатырев, Лев Абелиович — все те, чьи мелодии и сегодня звучат по-прежнему размашисто и актуально.

Сотрудники зала нотных и аудиовизуальных документов Национальной библиотеки, где в эти юбилейные дни проходит выставка к 150-летию Василия Золотарева, не лишили посетителей удовольствия послушать музыку маэстро. «Каприччио на еврейскую мелодию», фрагменты из балета «Князь-озеро», «Письмо Пушкина к декабристам» из оперы «Декабристы», пронзительная композиция «Слезы людские» на слова Федора Тютчева — эти и другие аудиозаписи подкрепляют кропотливо собранный нотный архив народного артиста ­БССР. Куратор выставки Яна Ященко обращает внимание:

Куратор выставки Яна Ященко.

— Творческие интересы композитора были крайне широки. Оперы и симфонии, концерты и квартеты, кантаты, песни, хоры — всего Золотарев написал около 400 (!) сочинений в различных жанрах. При этом его музыка отличалась интернацио­нальностью. Он, безусловно, опирался на традиции русской классики, но в то же время много внимания уделял фольклору других советских народов.

К слову, настоящая фамилия Василия Золотарева — Куюмжи. Он родился в Таганроге, учился в Санкт-Петербурге (был учеником самого Николая Римского-Корсакова!) и Москве, а после отправился преподавать. Сначала в Ростов-на-Дону, затем в Краснодар, Одессу, Киев, Свердловск…
В 1933 году Золотарев переехал в Минск и следующие восемь лет работал в Белорусской консерватории. Здесь же, в Минске, он написал симфонию «Белоруссия» — под влиянием тепло принявшей его советской республики, которую полюбил мгновенно.
На выставке можно увидеть нотные произведения композитора, посвященные нашей стране, в том числе, например, экземпляр «Маленькой сюиты на темы западно-белорусских народных песен».

— Также у нас сохранились «30 маленьких пьес», «Ферганский марш», избранные романсы и хоры, белорусские народные песни в обработке композитора… — перечисляет куратор выставки. — Кроме того, посетители могут ознакомиться с монографией Золотарева «Фуга», ставшей первым в Советском Союзе пособием на данную тему, и его известной книгой «Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах».

Василий Золотарев с учениками.

Кстати, об учителях, друзьях и товарищах. Педагогическую деятельность Золотарева действительно сложно переоценить.
Как педагог он сыграл огромную роль в профессиональной подготовке белорусских композиторов и исполнителей, воспитал в своих учениках главное качество — терпение и научил двум основным жизненным правилам: не бояться и не завидовать.
С открытием Белорусской государственной консерватории 60-летнего на тот момент Золотарева пригласили на должность профессора. Некоторое время он также возглавлял теоретико-композиторскую кафедру и выпустил два курса. Первый — в 1937 году, когда дипломы получили Анатолий Богатырев, Михаил Крошнер, Петр Подковыров и Анатолий Попов, погибший в марте 1945-го. По стечению обстоятельств второй выпуск отделения композиции состоялся 22 июня 1941 года. И сразу же после экзамена молодые музыканты Владимир Оловников и Дмитрий Лукас отправились на фронт…

Что интересно, сам Золотарев в это время уже жил в Москве (в 1937 году он вышел на пенсию), но по просьбе дирекции консерватории оставался приглашенным профессором, время от времени приезжая в консерваторию заниматься со студентами. Истории из детства и юности, а также случаи из преподавательского прошлого легли в основу автобиографического очерка «Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах», выпущенного в 1957 году. В Национальной библиотеке хранится экземпляр из первого тиража. Дополняют выставку публикации о композиторе в книгах и периодических изданиях разных лет.
Выставка «Песняр народнага жыцця» продлится до 22 марта, вход — по читательскому билету Национальной библиотеки.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter