Петух да кошка - первые новоселы

Представьте: ваш сосед на две недели оставляет в крыше нового дома отверстие, чтобы через него выходил нечистый дух.
Представьте: ваш сосед на две недели оставляет в крыше нового дома отверстие, чтобы через него выходил нечистый дух. Услышав об этом, первое желание - покрутить пальцем у виска. Но в старину без подобного ритуала не обходилась постройка ни одного жилища.

По словам Виктора Титова, заведующего кафедрой этнологии и фольклористики факультета народной культуры Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка, все эти обряды берут начало в языческие времена, однако были в ходу вплоть до XX века.

Наши предки заготавливали дерево для жилья зимой или ранней весной. Обычно это была сосна, однако далеко не всякая могла служить стройматериалом. Отдавали предпочтение смолистым деревьям, а те, из которых смолу уже добывали, по мнению крестьян, для строительства не годились. Так же как и сосны, поваленные бурей: по поверью, похожая участь может постичь и дом. Избегали сухих деревьев, которые ассоциировались с болезнью и смертью. А осина в старину и вовсе была "в опале": люди верили, будто на ней черт повесился. Тем не менее из нее порой строили клети, где хранили зерно. Считалось, что мыши сторонятся осиновых построек. Бытует мнение, что дома из осины также не возводили, однако Виктору Стефановичу доводилось видеть таковые на Полесье.

Наши предки старались дом где попало не ставить и очень щепетильно выбирали для него место. "Нечистой" считалась территория, на которой когда-то произошло убийство или нашли человеческие кости. Не в почете были и перекрестки дорог. По поверью, на заброшенных путях ночами бродит нечисть. Там, где стояла когда-то баня, тоже не селились: ее наделяли "репутацией" места, где ведьмы устраивали шабаш. Зато престижными считались участки, где водятся насекомые или пасется скот. В старину полагали, что живность чувствует проклятое место и инстинктивно обходит его стороной. Был известен обряд - своеобразная проверка участка. Горшок, внутри смазанный медом, ставили на выбранное для жилья место. Если за ночь туда заползали муравьи, участок считался благоприятным. А на Витебщине использовали такой способ "тестирования" земли. Облюбовав территорию, крестьянин брал с четырех полей камни. Примечательно, что нес он их либо за пазухой, либо в шапке, надетой при этом на голову. А затем раскладывал на предполагаемом месте будущего дома. Если спустя три дня они никуда не исчезали, можно приглашать священника, чтобы освятил участок. А затем спокойно приниматься за строительство. Пропадали - значит место для жилья приходилось выбирать в стороне на пять-десять метров. Или искать другую территорию.

Летом приступали непосредственно к возведению жилища. Это важное дело старались не начинать в "тяжелый" понедельник, предпочитая вторник и четверг, иногда - пятницу. Придерживались и лунного календаря. Строительство начинали в полнолуние: полная Луна - полные амбары хлеба. На работу уходило несколько месяцев, а результат, то есть дом, порой сохранялся на добрую сотню, а то и более лет.

Важным моментом строительства считалась закладка первого венца - так называемые "закладзiны". В будущий красный угол клали кусочек хлеба, мед в сотах. Или монету - для достатка, шерсть - чтобы овцы в хозяйстве водились. Еще бытовала языческая традиция закапывать голову петуха в том месте, где будет стоять печь.

А когда возводили крышу, на фронтоне дома прикрепляли предварительно освященный букет из цветов, веточек березы или можжевельника. Последний, по поверью, отпугивает нечисть. Этот древний обряд получил название "кветка". По словам Виктора Стефановича, на Полесье он и сегодня не забыт.

В последнюю очередь белорусские крестьяне возводили печь. По традиции, ее всегда ставили справа, напротив красного угла. Существовал обычай, по которому возле новой печи первым должен погреться захожий странник. Или, на худой конец, сосед. Наши предки верили, что тогда в новый дом придут мир и покой.

Перед заселением священник окроплял новое жилище святой водой. А на ночь в дом пускали петуха или кошку. В старину полагали, будто петух своим громким пением отпугнет нечистую силу. А место, которое облюбовала кошка, обладало положительной, как теперь принято говорить, энергетикой.

Новосельем, или "улазiнамi", строительство заканчивалось. Обычно из старого дома в новый переселялись под вечер. Хозяева брали с собой горшок с углем из старой печи. И непременно - дежу с хлебным тестом. При зажженной свече вносили иконы.

Крестьяне строили дом в надежде, что он надежно послужит не одному поколению жильцов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter