Впечатления от премьеры Большого «Петрушка»

«Петрушка». Вечный и несчастный

КАЖДАЯ новая постановка Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси в последнее время становится культурным событием номер один в стране. Только представьте, генеральный прогон превращается в полноценный спектакль с переполненным залом зрителей, в числе которых большое количество журналистов. «Петрушку» Игоря Стравинского я ждала с особым трепетом, ведь фамилия режиссера-постановщика говорящая — Лиепа. Андрис — сын феноменально талантливого артиста, педагога и балетмейстера Мариса Лиепы. И это тот самый исключительный случай, когда способности передаются по наследству. Андрис тоже заработал славу выдающегося танцовщика и зарекомендовал себя как постановщик. «Петрушка» для маэстро работа особенно ценная, потому что реставрационная. А еще это его четвертая постановка в нашем театре.


ПРЕМЬЕРА этого одноактного балета состоялась более ста лет назад в парижском театре «Шатле» и стала гвоздем знаменитых гастрольных выступлений российских артистов, организованных Сергеем Дягилевым. В историю они вошли под названием «Русские сезоны», длились чуть более двадцати лет до самой смерти их антрепренера. Русское балетное искусство на ура воспринималось во многих европейских городах. О том, почему «Русские сезоны» были так популярны, говорит уже то, что Дягилев привлекал к работе одаренных артистов балета Вацлава Нижинского, Джорджа Баланчина, Анну Павлову, Татьяну Карсавину, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, художников Пабло Пикассо, Анри Матисса, Александра Бенуа, Андре Дерена, Жоржа Брака, сотрудничал с композиторами Рихардом Штраусом, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Сергеем Рахманиновым, Иваном Ларионовым, Клодом Дебюсси. Открыл Сергей Дягилев и Игоря Стравинского.

С «Русскими сезонами» Андриса Лиепа связывает многое. Народный артист России стал основателем Благотворительного фонда содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, который занимается их возрождением. Свою работу над «Петрушкой» артист начал в 1993 году и поставил этот спектакль на многих сценах, в том числе в Риме, Дрездене, Флоренции. Андрис лично знаком с семьей хореографа Михаила Фокина, ставившего спектакль в Париже. Стремясь передать максимально точно все, что было заложено в первоначальном варианте, изучал записи репетиций, спектаклей, над которыми работал известный постановщик. Раздобыл эскизы декораций и костюмов художника Александра Бенуа, запись, где дирижирует сам Игорь Стравинский.

ВОЗМОЖНОСТЬ лично задать Андрису вопрос об особенностях его версии спектакля «Петрушка», который, к слову, ставят и другие балетмейстеры, у меня появилась еще до премьерных показов. И больше всего удивило то, с каким трепетом он говорит о мельчайших деталях работы, как подпрыгивает со стула и пританцовывает в попытке наглядно донести свою мысль: 

— Я однажды приехал в Нью-Йорк, посмотрел замечательную постановку «Петрушки» Роберта Джоффри, который тоже ее восстанавливал. Мне было так обидно, что бедные американские танцовщики не знают, как делать присядку, по-русски правильно открыть руку, как девушки должны опускать локотки, танцуя, словно лебедушки. Дело в том, что американские артисты никогда не занимались русскими народными танцами. Когда я ставлю эти спектакли, приглашаю заслуженного артиста России Игоря Пиворовича, который работал в народном ансамбле Игоря Моисеева. Благодаря этому уровень нашего исполнения мы поднимаем на самый высокий. Наш «Петрушка» лучше, чем в Мариинском театре, потому что там не привлекали такого ассистента.

Олег ЕРОМКИН.

Русский колорит в спектакле действительно отражен мастерски не только в движениях, но и в антураже. Петербург начала XX века, масленичные гуляния, танцуют мужики и бабы. Здесь и цыгане, и полицмейстер, которому дают взятку, и прогуливающиеся пьяницы. Но, в отличие от петербургских критиков, которые смотрели постановку больше ста лет назад, у меня все это не вызвало негодования. Тогда «Петрушка» стал революционным явлением в балете, а появление такого контингента на сцене было просто немыслимым. Мне же каждая хорошо проработанная драматически роль артистов балета и миманса (состава массовых сцен) принесла эстетическое наслаждение.

Сам сюжет «Петрушки» незамысловат. Во власти Фокусника три куклы — Петрушка, Балерина и Арап, которые оживают на глазах у толпы. Жалкое, несчастное состояние Петрушки озаряет лишь любовь к Балерине. Однако та желает очаровать тупого, зацикленного на материальных ценностях, но кажущегося ей более сильным и достойным, Арапа. Балерина почти добивается своего, но мешает Петрушка, ослепленный ревностью… Балет идет только 40 минут, и за это время главные герои демонстрируют не совсем привычный танец. Петрушка, которого играл на этот раз заслуженный артист Олег Еромкин, привыкший к серьезным классическим партиям, — персонаж с неуклюжей пластикой. Арап, Артем Баньковский, нескладно и нелепо смотрелся в балетных движениях с огромным животом. Балерина, которую представила обладатель медали Франциска Скорины Александра Чижик, совсем искусственная, излишне чеканная. В главных партиях артисты показали себя больше как хорошие актеры. Вместе с тем спектакль не лишен сложной хореографии, особенно запоминающимися стали па-де-ша Черта, Эвена Капитена.

ТАНЕЦ, режиссура постановки очень гармонируют с музыкой. Она сложная, яркая, то живая, то драматичная. Наиболее точно свое творение описывал когда-то сам Игорь Стравинский: «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь, отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая, в конце концов, завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран!»

В стремлении сохранить первоначальное звучание вместо привычного для многих театров тройного, в котором некоторые звуки теряются, в белорусском Большом вернулись к четверному составу оркестра. Музыка Игоря Стравинского под силу не каждому музыкальному коллективу, но заслуженный артист Украины дирижер-постановщик Виктор Плоскина, как всегда, справился со своей задачей.

ЧТО до Петрушки, то каждый в нем видит что-то свое. В советское время его сделали символом революции. Ассоциировали его и с танцором Вацлавом Нижинским, который находился во власти Фокусника — Сергея Дягилева. Ну а для меня это пример того, как можно быть слабым и смешным, несчастным в силу разных обстоятельств, но не пасть духом.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• По словам Андриса Лиепы, его мать актриса Маргарита Жигунова негативно восприняла идею восстановления «Петрушки», посчитав это «старьем». 

• На могилы Сергея Дягилева и Игоря Стравинского в Венеции Андрис Лиепа положил DVD-диски с их спектаклями.

• Петрушка — персонаж русского кукольного театра, у которого есть прототипы — Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.

• Художник и автор Либретто Александр Бенуа назвал «Петрушку» «балетом-улицей». 

• На первой репетиции оркестра в Париже музыкантов рассмешила музыка «Петрушки». Дирижеру Пьеру Монто пришлось убеждать коллег в том, что сочинение Стравинского следует воспринимать серьезно.

• Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она очень любила эту роль и танцевала ее до завершения карьеры.

• В музыке балета прослеживаются мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает».

В ТЕМУ

«Балетное лето в Большом» в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси продлится до 13 июня. Сегодня на сцене театра покажут балет «Спартак», который считается гордостью нашей сцены. Завтра зрители увидят красочный балет «Корсар» — премьера этого юбилейного 85-го сезона, а в понедельник излюбленное хореографическое произведение «Лебединое озеро» Петра Чайковского. 

12 июня пройдет премьера минувшего театрального сезона балет «Орр и Ора», перед которым покажут документальный фильм о том, как рождалось это современное произведение. Петербуржский режиссер Анна Драницына отмечает: «Фильм «Орр и Ора. История любви» о том, насколько жизнь и искусство тесно переплетаются. И если в балете любовь орлов — это притча, метафора, то у наших героев она абсолютно документальна. Любовь в фильме помогает героям творить, она ведет их за собой, открывает им новый мир искусства. В фильме про балет «Орр и Ора» мне хотелось максимально передать разные стадии рождения нового произведения: от мимолетной идеи, заметок в блокноте до полного воплощения всей истории на сцене. Поэтому мы приезжали в Минск на съемки несколько раз в течение полугода». 

Завершит «Балетное лето в Большом» 13 июня гала-концерт звезд мирового балета, в котором примут участие как легенды, так и восходящие звезды театров Берлина, Дрездена, Лондона, Вены, Таллина, а также ведущие мастера балета Беларуси.

v.v.korshuk@gmail.com

Фото Павла БАСА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter