Почему уличные торговцы — пенсионеры и инвалиды — не спешат занять бесплатные места на рынке?

Петрушка с уличным кабачком

Во время недавней прямой телефонной линии с председателем Мингорисполкома Николаем Ладутько некий житель Каменной горки пожаловался на торговцев местного стихийного рынка. Реакция властей последовала незамедлительно: все подобные точки в городе должны быть закрыты, а ответственность за несанкционированную уличную торговлю ужесточена.

— Мы обратились в Минторг с просьбой внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и установить штраф за несанкционированную торговлю от 5 до 10 базовых величин. Плюс предусмотреть конфискацию товаров, реализуемых незаконным путем, — комментирует начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова.

В Минске около двадцати стихийных рынков. Продают все — от яблок и кабачков до лесных ягод, тапочек, трусов, стелек и саженцев фикусов в пластмассовых стаканчиках. Один из самых примелькавшихся — на площади Пушкина.

— Два года назад яблоками торговал, теперь цветами со своего участка, — вздыхает на мой вопрос пожилой мужчина, представившийся “пенсионером Николаем Ивановичем”. — Передайте, пусть оставят нас в покое! Я чего только ни пережил в свое время — и в милицию таскали, и протоколы составляли, и штрафы выписывали. Сейчас вроде стало потише, и вдруг опять кому-то помешали. А я не понимаю — кому какая разница? Не водкой же торгую из-под полы. Ну есть у меня излишки  яблок, так что — лучше, чтобы они сгнили? А мне копейка к пенсии.

“Коллеги” Николая Ивановича согласно кивают головами. Известие о том, что Мингорисполком договорился с большинством рынков столицы о предоставлении пенсионерам и инвалидам бесплатных торговых мест, их не обрадовало.
— Мы тут торгуем всем понемножку, а на рынок надо идти только со своими овощами или фруктами. Справки собирай, из сельсовета, например. К тому же рынки работают по расписанию, а мы тут сами себе хозяева.

Совсем рядом — рынок “Раковский кирмаш”. Площадка, где выделены места для тех, кто захочет поменять стихийную торговлю на санкционированную, оборудована столами и тентами — все выглядит прилично. Но замдиректора по коммерческой работе Александр Журавский разводит руками — наплыва людей нет: 

— По договоренности с Мингорисполкомом мы предоставляем пенсионерам и инвалидам, которые торгуют продукцией собственного производства или собранными дикорастущими ягодами и грибами, бесплатное место в торговых рядах. Пока вала арендаторов не наблюдаем. 

Конечно, с точки зрения удобства организованная торговля не сравнима со стихийной. Александр Журавский проводит экскурсию:

— Прямо напротив рядов у нас располагается администрация, которая работает с восьми утра. Несмотря на то что место мы предоставляем бесплатно, все равно нужно заключить договор аренды на срок от одного дня до недели. Товар должен пройти обязательную экспертизу, которая занимает от пяти до десяти минут. Садоводческую продукцию проверят на нитраты, лесную — на радионуклиды. Причем, учитывая сложные погодные условия этого лета, у нас там стоит стульчик для бабушек, есть вентилятор.

Пока мы разговариваем, подходит единственная на сегодня “льготница” — Ирина Николаевна Петровская. Ее “специализация” — дары леса, которыми пенсионерка торгует уже лет семь:

— Сейчас у меня голубика — хорошая, чистая, из-под Плещениц. Каждый раз проверяю свой “урожай” в лаборатории, есть постоянные покупатели, для которых это важно. На рынок мне добираться удобно — живу в паре минут ходьбы отсюда.

Обозрев идиллическую, но пустоватую картину легальной торговли, возвращаюсь к метро. По дороге интересуюсь у продавцов “Раковского кирмаша”, что они думают о своих “диких коллегах”. Торгующая зонтиками и прочей галантереей Анна придерживается нейтральной позиции:

— Торгуют себе — и пусть, раз клиенты находятся. Сама я, правда, там ничего не покупаю и другим не советую.

По мнению раздающей желающим флайеры студентки Алеси Устинович, ничего криминального в уличной торговле нет:

— Не от хорошей жизни пожилые люди стоят на улице. Есть те, кто продает старые книги, салфеточки, какие-то мелочи. Очень неприятно наблюдать, как они начинают лихорадочно убегать при приближении милиционеров. Пару раз даже заступалась за таких бабулек. Что они там наторговывают, какие из них спекулянтки?! Это просто смешно. Говорят, что продавать с земли — антисанитария. С другой стороны, никто из моих знакомых еще ничем не отравился. Фрукты, зелень  можно дома помыть, ведь в магазине они тоже не дезинфицируются.

Несмотря на то что местные власти настроены на решительные наступательные действия, сами виновники “переполоха” в радикальные перемены не верят, ведь столько лет их гоняют — и что?

— Откуда у меня штраф в полтора миллиона, как они хотят сделать, если пенсия — два с половиной? — смеется Николай Иванович. — Хотите “облагородить” уличную торговлю, оборудуйте навесы, например. Только аренду за них драть не надо — не потянем. А у людей к нам претензий нет — здесь и зелень, и все остальное дешевле. Кто экономит, придет к нам. Другие отправятся в магазины или на рынки. Должен быть выбор.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

bebenina@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter