Гарлыкский горно-обогатительный комбинат в Туркмении, построенный «Беларуськалием», выдал первые тонны калийной руды

Петриков и Гарлык как зеркало силы калийного гиганта

Недавно по новостным лентам прошло сообщение, что Гарлыкский горно-обогатительный комбинат в Туркмении выдал на-гора первые тонны калийной руды. Кто не знает, напомню, что суперсовременное производство в жарких песках далекой страны строит наш «Беларуськалий», в связи с чем вспомнилось и вот что.



После развала Советского Союза «Беларуськалий» попал в парадоксальную ситуацию: шахтеры добывали руду, обогатители на химических фабриках превращали ее в удобрения, а плодами тяжелейшего труда пользовались посторонние люди.

Исторически сложилось, что экспортная цена калийных удобрений всегда в разы выше внутренней. В советское время были четкие квоты поставок отечественным хозяйствам и за рубеж, государство четко контролировало экспорт. В начале 90-х система рухнула, установился якобы свободный рынок с полным отсутствием  законов и явными признаками так называемого беспредела. Вот и число желающих купить удобрения по внутренним ценам резко возросло. Коммерсанты, предприниматели разного толка, колхозы и совхозы тоже брали туки якобы для себя, но, часто даже не разгружая машины, везли их за границу, наваривая за счет разницы цен огромные барыши.

Такая бесконтрольность со стороны государства дорого стоила «Беларуськалию» и Беларуси в целом. Начали терять доходы и производители удобрений других стран. Они обратились за поддержкой в Евросоюз. Последствия оказались печальными. Для белорусского калия ввели антидемпинговые санкции. Пошлина стала такой, что поставлять его в Европу не имело смысла.

Двадцать один год назад, когда в стране появилась настоящая власть, государство навело порядок в этой сфере. «Вольным экспортерам» дали по рукам, поставки за рубеж разрешили лишь одному оператору. Были предприняты меры по снятию антидемпинговых санкций. Хотя работа в этом направлении растянулась на многие годы, но вопрос все же решился.

С середины девяностых власти занялись еще одной проблемой химического гиганта. Предприятие использовало в основном только импортное оборудование, на что шли немалые валютные средства. Благодаря принятой государственной программе импортозамещения многие заводы страны стали поставлять машины и механизмы для рудников и обогатительных фабрик.

Постепенно рудная база «Беларуськалия» истощалась. Нужно было думать, как ее пополнить. Опыта возведения новых рудников у независимой Беларуси не было. Однако государство приняло смелое решение — строить! И  оказалось, что все нам по силам. Так на карте появились два новых рудника, обогатительные фабрики на многие годы вперед обеспечили сырьем.

Следующим шагом стал выход за окрестности Солигорска. Вскоре в Беларуси будет второй шахтерский город — Петриков, недалеко от которого сейчас идет строительство горно-обогатительного комплекса.

Было немало зарубежных дельцов, желающих, как в ряде других постсоветских стран, прибрать к рукам по дешевке национальное богатство. Власть твердо заявила: химический гигант если и будет продаваться, то только по реальной рыночной цене, которая сейчас в районе 40 миллиардов долларов. Это стало холодным душем для тех, кто хотел «приватизировать» «Беларуськалий».

Природа дала Беларуси уникальное богатство — залежи калийной соли. Благодаря ей за полвека значительно выросли урожаи сельхозкультур на наших полях. В лучшие годы «Беларуськалий» зарабатывал для страны до 3 миллиардов долларов. Но, как показывает ретроспектива событий, богатством страны можно распорядиться по-разному. Если власть беспомощная, средства от продажи текут мимо казны, если сильная — идут во благо всего народа.

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter