Петля на шее

В велоспорте всегда актуальны две темы: «Тур де Франс» и допинг. Когда они сходятся вместе — жди скандала
В велоспорте всегда актуальны две темы: «Тур де Франс» и допинг. Когда они сходятся вместе — жди скандала

Победитель 15-го этапа профессиональной многодневной гонки «Тур де Франс» казахстанский велогонщик Александр Винокуров из швейцарской команды «Астана» не прошел допинг–тест. Проба «А» анализа крови показала положительный результат на допинг. Для Винокурова победа на 15–м этапе стала второй на этом «Туре» — в субботу он выиграл гонку с раздельным стартом. После нее–то он и сдал допинг–тест...

Допинговые скандалы преследуют «Астану» с самого момента ее появления. Самый громкий из них разразился в прошлом году. В результате операции под кодовым названием «Пуэрто», проведенной сотрудниками антидопинговых служб, было доказано, что глава одной из мадридских клиник Эуфимиано Фуэнтес снабжал несколько десятков велогонщиков допинговыми препаратами. И среди главных покупателей значились гонщики команды «Астана–Вюрц» (прародительница нынешней «Астаны»). Результатом расследования стал отказ команды от участия в «Тур де Франс–2006» и аннулирование (пока временное) лицензии, дающей право выступать во всех соревнованиях под эгидой Международного велосипедного союза. «Французский тур» стал возможностью реабилитироваться. Не вышло. Две недели назад под нажимом прессы руководство команды было вынуждено исключить из состава Маттиаса Кесслера, которого также подозревали в употреблении запрещенных препаратов. А теперь настала очередь для более серьезных решений. Причем решается не только судьба «Астаны» — под вопросом существование самого «Тура».

Уже по ходу гонки некоторые телекомпании заявили о желании отказаться от ее трансляции. Поддержали начинание и спонсоры: накануне компания «Адидас» заявила о прощании с «Тур де Франс». И продолжение, судя по всему, еще последует. Нынешняя гонка, по мнению многих специалистов, должна была дать однозначный ответ на вопрос, сможет ли велоспорт победить допинг. Ответ, похоже, неутешителен...

В последние годы громкие разоблачения и допинговые войны стали неотъемлемой частью самой престижной в мире профессионального велоспорта многодневной гонки. В 1999 году в машине технической поддержки команды «Фестина» были обнаружены запрещенные препараты. Гонщиков сняли с «Тура». И началось... Полицейские облавы, в ходе которых участников — от спортсменов до технического персонала — вытаскивали ночью из постелей, выстраивали в шеренгу лицом к стене и старательно обшаривали в поисках допинга, побеги провинившихся, штрафы и наказания... Война идет и по сей день. С каждым годом «большая петля» (так иначе называют «Тур де Франс») затягивается на шее все новых гонщиков и команд, постепенно превращая некогда грандиозное велособытие в детективную сагу.

Прямая речь

Александр Винокуров:

— Кому выгодны скандалы на «Тур де Франс»? Полиции, которая на этом делает себе рекламу. Велоспорту всегда достается больше всех. Хотя не думаю, что подобная расстановка сил имеет право на жизнь. Просто, например, футбол и теннис очень часто каким–то необыкновенным образом остаются в стороне от допинговых скандалов. Таким образом, у кого–то есть лобби в известной мировой антидопинговой организации, а вот велоспорт в этом плане не защищен. У нас просто нет своей «крыши». Подчеркну, что это мое личное мнение, которое не является истиной в последней инстанции.

Прямая речь

Валерий Карпин, бывший футболист, президент недавно созданной профессиональной испанской велокоманды «Карпин Галика» в интервью газете «Спорт-Экспресс»:

«В велоспорте идет травля. Нет, не просто травля, а нечто большее. Насколько мне объясняли сведущие люди, в велоспорте идет нешуточная борьба за власть между UCI (Международным союзом велосипедистов) и организаторами трех «больших» гонок: «Тур де Франс», «Джиро д’Италия» и «Вуэльта». А гонщики, как обычно, от всего этого страдают. Но давайте говорить откровенно. Допинг в том или ином виде существовал еще, наверное, до нашей эры. Все хотят побеждать, зарабатывать деньги. И пусть это недоказуемо, но все гонщики себе, скажем так, помогают. Но по мне вся эта антидопинговая борьба чересчур раздута при том, что ее скрытым смыслом, повторюсь, является дележ власти».



Астматики вне закона?

Проверено временем: для того чтобы счастливо избежать дисквалификаций за употребление запрещенных препаратов, достаточно доказать, что ты астматик. Проще говоря, «сделать справку». В биатлоне уже давно взятки гладки с Оле–Эйнара Бьорндалена, побеждающего практически в каждой гонке, пользующегося при этом препаратами, которые запрещены для употребления «здоровыми» спортсменами. Его примеру последовали многие: немцы, норвежцы... В биатлоне быть астматиком теперь выгодно. Оказалось, не только в биатлоне.

Допинг–проба, взятая во время недавней «Джиро д’Италия» у итальянского гонщика Алессандро Петакки, выявила в его крови повышенное содержание противоастматического препарата сальбутамола. Спортсмен был дисквалифицирован на один год. Однако Итальянская велосипедная федерация сняла с Петакки все обвинения, признав легальным употребление препарата, который велогонщик использовал для лечения астмы. Олимпийский комитет Италии намерен подать апелляцию на это решение. Продолжение следует?

«Тур де Франс»: хроника допинговых скандалов

2002 год. Положительный результат дала допинг–проба ведущего немецкого гонщика Яна Ульриха, победителя «Тур де Франс–1997». В его крови обнаружено наличие амфетамина — запрещенного вещества из разряда стимулирующих препаратов.

2003 год. В результате сердечных приступов, по предположению медиков вызванных употреблением запрещенных препаратов, скончались 23–летний француз Фабрис Салансо, 32–летний испанец Хосе–Мария Хименес, а также завершивший карьеру Мишель Заноли, которому едва исполнилось 35 лет.

2005 год. Велогонщик Дарио Фриго, выступавший за команду «Фасса Бортола», был уличен в применении допинга перед началом 11–го этапа «Тур де Франс». В автомобиле его жены нашли 10 доз запрещенного эритропоэтина (ЭПО).

Французская газета «Экип» опубликовала результаты изучения образцов мочи, взятых у семикратного победителя «Тур де Франс» Лэнса Армстронга в 1999 году (когда он впервые выиграл престижную гонку). Согласно анализу, проведенному во французской национальной антидопинговой лаборатории, в моче Армстронга обнаружены явные следы эритропоэтина (вещества, способствующего увеличению выносливости). Однако санкций не последовало, так как тест на эритропоэтин начал применяться только с 2001 года.

2007 год. «Дело Расмуссена». Датский велогонщик команды «Рабобанк» попал под подозрение ВАДА после того, как скрыл место своей подготовки.

Бьерн Рийс, Эрик Цабель и Рольф Альдаг признались, что в 90–х годах принимали кровяной допинг. Руководство «Тур де Франс» заявило, что больше не считает Рийса победителем «Тура–1996».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter