Петля харизмы

Наталья Борозная после сложных жизненных перипетий и невзгод ощутила острую потребность в участии в ее судьбе.
Наталья Борозная после сложных жизненных перипетий и невзгод ощутила острую потребность в участии в ее судьбе... высших сил. И случай не заставил себя ждать. Сотрудница пригласила ее на молитвенное собрание в одну из минских общин Союза христиан веры евангельской (пятидесятники). Новое окружение встретило Наталью как родную. Духовные наставители уверяли, что существование их богоизбранной паствы подчинено высшей цели. К тому же добавлялось, что проповедники никогда не оставят в беде братьев и сестер по вере. В дополнение к преданности идее от Натальи требовались кое-какие жертвы: "отрубить" всяческие контакты с внешним миром и беспрекословно делиться всем, что имеешь. У Натальи Борозной и ее сына, которого мать вовлекла в свои дела, следование данным рекомендациям приобрело гипертрофированные формы.

Потихоньку Наталья все больше и больше удалялась от окружающих и замыкалась в своем узком мирке. С теми, кто не разделял идеалов христиан веры евангельской, она знаться перестала, зато в новоявленных братьях и сестрах души не чаяла и для Бога ничего не жалела. Сперва на "дела праведные" ушла из семейного бюджета часть денег, вырученных в результате обмена трехкомнатной квартиры на двухкомнатную. Затем по тому же адресу отправилась кругленькая сумма после продажи двухкомнатной квартиры. Не уцелели даже бабушкины немецкие марки - компенсация за годы подневольного труда в Германии во время войны. В результате "благотворительных акций" мать и сын оказались на улице без гроша в кармане. Лидеры общины руку помощи протянуть не соблаговолили. Более того, поспешили откреститься от проблем своих подопечных. Поневоле последним пришлось задаться вопросом: что же происходило на протяжении последних 8 лет? Вывод напрашивался только один: спекулируя на святых понятиях, духовные поводыри отнюдь не были озабочены благополучием своих адептов, а руководствовались сугубо меркантильными интересами. Теперь Наталья с сыном ищут внутреннего успокоения в православии. Как сложится дальнейшая судьба этой семьи, сказать сложно. Очевидно одно: после долгих лет насилия над их психикой вернуться к нормальной жизни им будет нелегко.

Истории, сродни описанной, как это ни парадоксально, - не редкость в наше время. Еженедельно к православным священникам обращаются пострадавшие в результате пребывания в разного рода религиозных сектах, в которых идея служения Богу замешена на неокультовых учениях. Зачастую, по словам доцента кафедры психологии БГУ кандидата психологических наук Екатерины Агеенковой, такие секты создаются исключительно с коммерческой целью. Завладеть сознанием людей, обладающих низкой духовной культурой и в то же время жаждущих духовности, несложно. Особенно если обучен азам групповой психологии. Приемы здесь достаточно просты: человека доводят до состояния транса, и при этом ему внушается, что он исполняется Святым Духом. Далее "богоизбранного" можно убедить в чем угодно. Например, в том, что он обладает бесценным даром дарения, что предполагает безболезненное расставание с материальными ценностями. Дабы исключить возможность вмешательства посторонних в дела членов секты, пропагандируется постулат "Весь мир плох, одни мы хороши". Данный тезис эксплуатируется всеми харизматическими сектами. В этой установке и кроется причина агрессивности сектантов ко всему, что находится вне привычного им уклада жизни. Исключением не являются даже родные и близкие. В конечном итоге сектанты нередко становятся пациентами психиатрических заведений...

Член экспертного совета при Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров, председатель Республиканского общественного правозащитного объединения "Озон" Андрей Алешко так комментирует ситуацию

: - Статья 16 Конституции Республики Беларусь содержит перечень признаков, в соответствии с которыми деятельность религиозной организации может быть признана деструктивной. Среди таковых: действия против суверенитета страны, ее конституционного строя и гражданского согласия, нарушение прав и свобод граждан, препятствование исполнению ими их государственных, общественных, семейных обязанностей, а также нанесение вреда их здоровью и нравственности. В этой же статье говорится и о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Однако в Законе "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" и намека нет на дифференциацию религиозных течений. Христиане евангельской веры, христиане дополненного Евангелия, организации адвентистов, Церковь учеников Иисуса Христа, Новоапостольская церковь, Церковь христиан в духе апостолов и т.д. причисляют себя к протестантам, а следовательно, претендуют на звание традиционных для Беларуси конфессий. Хотя никакого отношения к протестантизму названные организации не имеют, являясь порождением неокультовых тенденций. Сегодня мы пожинаем плоды религиозной всеядности, возникшей на рубеже конца 80-х - начала 90-х годов минувшего века, когда был создан весьма простой механизм регистрации религиозных организаций.

Сейчас "плавает" в Интернете и ходит по рукам среди членов сект проект изменений и дополнений в упомянутый закон. В скором времени проект будет вынесен на обсуждение Палаты представителей. На мой взгляд, этот документ в его настоящем виде носит компромиссный характер, поскольку в нем, в отличие от законодательства большинства европейских стран, отсутствует дифференцированный подход к религиозным течениям, а также не выработаны принципы, на основании которых можно определить традиционность либо нетрадиционность религиозной организации. В этой связи целесообразно вспомнить про опыт прибалтийских государств, где при появлении новой религиозной организации, претендующей на легальное существование, устанавливается 15-летний мораторий на ее регистрацию. В течение этого срока государственные эксперты наблюдают за деятельностью религиозной структуры, а уж потом выносят вердикт: разрешить или запретить.

Обеспокоенность моего собеседника понятна. Ведь речь идет о духовном здоровье нации. В то же время не следует забывать, что, касаясь религиозных вопросов, нужно быть предельно корректными. Только суровыми методами вроде запретов проблему не решить. А вот принять предупредительные меры необходимо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter