Государства ЕС оказались в ловушке, которую сами же и расставили

Петли: вокруг людей и Европы

Попытка официальной Варшавы поправить пошатнувшиеся рейтинги руководящей страной партии «Право и справедливость» (PiS) за счет «героического удержания» восточных рубежей дала непродолжительный эффект — но со временем рейтинги оказались не устойчивее спешно возводимых польскими силовиками заборов. Проведенный правительственным фондом «Центр изучения общественного мнения» опрос показал, что в ноябре 2021‑го негативное отношение к премьер‑министру Моравецкому охватило около 49 процентов опрошенных поляков. Негативно «действия правительства с самого начала его функционирования» оценивают 52 процента респондентов, причем за месяц эта цифра выросла сразу на шесть процентных пунктов. А это говорит о том, что системный политический кризис, все более охватывающий Польшу, самоотверженной борьбой со злобными беженцами уже не заретушировать.


Неискренность ЕС и новые ошибки

Вслед за рейтингами польского политического руководства стремительно крошится и имидж Европы в целом. «Они сдают оборону один за другим, — пишет датская газета Jyllands‑Posten. — Политики и участники дебатов, которые на протяжении десятилетий настаивали, что Европа, окруженная забором и стенами, — это просто немыслимо. Среди последних новообращенных — председатель Европейского совета Шарль Мишель. Мы столкнулись с жестокой гибридной атакой на границы ЕС, сказал он в своей речи в годовщину падения Берлинской стены. И предложил ЕС построить новую стену».

Запоздало посетовав, что «страны ЕС на протяжении десятилетий вверяли собственную безопасность и заботу о своих внешних границах соседним странам» (и не уточнив при этом, куда же делись средства на укрепление собственной охранной инфраструктуры), газета заключила: «И это значит — забор. Сработает он или нет — это уже другой разговор. Опыт ограждений в Испании, которые укрепляют все больше и больше, показывает, что лазейку можно найти всегда. Если не в самом заборе, то где‑нибудь еще».

Анализируя драму беженцев на польской границе, турецкий аналитик и профессор Ильяс Кемалоглу на страницах издания Anadolu пишет:

«Прибытие беженцев на границу с Польшей создает проблему безопасности с точки зрения ЕС. Во‑вторых, в очередной раз стало понятно, что Беларусь и даже Россия — это страны, которые играют ключевую роль в безопасности ЕС.

Кроме того, события на белорусской границе и взгляд европейских стран, прежде всего Польши, на беженцев демонстрируют всю неискренность Запада в вопросе демократии и прав человека. ЕС, который вводит санкции в отношении Беларуси за нарушения прав человека, готовится построить стену, чтобы «не видеть» нарушений прав человека на границе».

Брюссель должен сделать Минску конкретное предложение

О том, что санкционная политика Запада — не просто не выход, а еще более усугубляющее ситуацию поведение, пишет и чешский Časopis argument. Его журналист Бринаслав Фабры замечает:

«Проблема в том, что многие политики видят выход из кризиса в новых санкциях не только против Беларуси, но и против России. Это может спровоцировать очередной рост напряженности, которая затронет разные сферы жизни по всей Европе. В ЕС часто обсуждается ответственность белорусских властей за текущий кризис на границах.

Варшава говорит о «гибридном нападении», но нужно понимать, что не Минск — виновник миграционного кризиса, продолжающегося многие годы. Большинство мигрантов — выходцы из тех стран, которые подверглись западным вооруженным операциям».

Чешское издание приходит к выводу, который наша страна долгие годы пыталась вбить в головы руководящих персон Западной Европы, но понимание находила нечасто:

«Минску не обязательно организовывать мигрантов — этим занимаются профессиональные контрабандисты. Чтобы остановить потоки мигрантов, ЕС необходимо сотрудничество соседних регионов, и в начале века оно работало. Тогда Европа имела дело с более или менее функционирующими государствами в бывшем ­СССР и на Ближнем Востоке.

Однако европейские государства недооценили эту стабильность и включились в вооруженные интервенции, по вине которых в XXI веке многие государства региона перестали функционировать… Ошибкой Запада было прерывать сотрудничество после протестов в Беларуси. По сути, ЕС требует от Беларуси вернуться к уровню сотрудничества до 2020 года. Тогда многие мигранты тоже пользовались белорусской трассой, но Минск старался решить эту проблему и не усложнять ситуацию европейских государств, на которые полагался в собственных спорах с Москвой.

Сейчас стоило бы возродить это сотрудничество. Европейские государства оказались в ловушке, которую сами же и расставили: с одной стороны, им необходимо восстановить сотрудничество с белорусскими властями, а с другой — после прежней риторики они могут считать этот шаг унизительной уступкой ­­Лукашенко. И тем не менее Брюссель должен сделать Беларуси конкретное предложение».

Долгая дорога домой

Около 200 беженцев вчера утром ждали эвакуационного рейса авиакомпании Iraqi Airways, который должен был вернуть их обратно домой. Тщетно. И это — не вина белорусской стороны. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Анатолий Глаз подчеркивает: преград не было, наоборот, беженцам оказывается всякое содействие, в том числе и в оформлении документов. Ситуацию во время совместного заседания Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции прокомментировал и Александр ­Лукашенко. На вопрос, почему из Ирака не прислали самолет, Главе государства ответили, что вопрос связан с оплатой расходов.

— Так пусть европейцы заплатят, — высказал мнение Президент. — Тоже мерзавцы: «Выделили мы деньги: и миллионы, и тысячи…» Ни одной копейки сюда не поступило денег! Пока кормим и поим мы этих людей, не за их (беженцев. — Прим. ред.) счет. Это им очень важно. Что там этот рейс стоит?! И некому оплатить…

P.S. Похоже, Евросоюз услышал нашего ­Президента — и поздно вечером самолет все‑таки долетел.

КОМПЕТЕНТНО

Вадим Гигин, председатель правления ­РГОО «Белорусское общество «Знание» (в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Отношения поляков и Европейского союза интересные. И, кстати говоря, это одна из причин кризиса — того, почему поляки не пускают беженцев. Понятно, если бы от ЕС зависело, они их пропустили бы: звонок Меркель о многом говорит. Для поляков и их правящей элиты, особенно для неоконсерваторов, которые находятся у власти, фактически правых радикалов, членство в Европейском союзе — признак принадлежности к западной цивилизации. Но никакие ценности они не хотят разделять. Дело не только в правах меньшинств или еще кого-то. Это такая «двенадцатая» проблема. Дело в том, что они вообще никаких общеевропейских решений не желают. Нужно понимать, как польские политики ведут себя в европейских структурах. Так же, как и с нами. Они считают себя более высокой кастой по отношению к немцам, ненавидят их. Партия «Право и справедливость» — антинемецкая. Они также ненавидят французов, считают себя выше. Во всех европейских структурах поляков просто терпеть не могут. Но сейчас они в мейнстриме.

osipov@sb.by

Рисунки Олега КАРПОВИЧА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter