Пьет — значит, губит

Погода, ограничения на соседском рынке, изменения предпочтений потребителей – что еще мешает работать нашим пивоварам

Структура потребления алкоголя нашими гражданами вызывает тревогу не только у медиков, но и у производителей. Слишком уж потребители любят крепкие напитки. О том, каким образом можно преломить такую тенденцию, мы решили спросить у экспертов. А заодно узнали, какими тенденциями будет в ближайшее время жить пивная отрасль страны.

С начала 2010-х нашим пивоварам тотально не везло. Росли акцизы, принимались различные ограничения, по разным причинам дорожали сырье и комплектующие… А тут еще макроэкономика подкачала: все-таки пиво — продукт не самой первой необходимости. Ситуация настолько обострилась, что три года назад пришлось ее проанализировать на самом высоком уровне. Встряска принесла плоды: этот год для отрасли выдался спокойным. Хотя и не самым удачным. Но основные печали преподнесли не экономические факторы, а погода.

Губит пивоваров вода

А начало года обещало прекрасные перспективы. Генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис утверждает: когда весной увидел прогноз синоптиков на лето — обрадовался и обеспокоился: хватит ли продукции. Погодные прогнозисты обещали стабильно теплую погоду: идеальный климат для продаж любых напитков. Но ожидания не сбылись. Май был холодный, июнь ненамного лучше… Несколько жарких недель в конце сезона не спасли общую картину. Поэтому продажи пива в этом году фактически застопорились на уровне года прошлого. Хотя Аудриус Микшис убежден: покупательная способность населения уже не является большой проблемой. Потребители имеют возможность приобрести напиток. Если, конечно, жажда замучает. А откуда ей взяться в прохладный день?

В целом пивоваренные компании чувствуют себя весьма уверенно и стабильно. Хотя и отмечают: в будущем возможны некоторые административные риски. Появятся ли ограничения по реализации спиртных напитков в торговых залах? Будут ли вводиться ограничения на использование ПЭТ-тары? В том числе и в России. Генеральный директор ОАО «Криница» Александр Кижук констатирует: отказ в соседней стране от пластиковой тары больших объемов не самым лучшим образом отразился на нашем экспорте. Вызывает беспокойство и обсуждение проекта по введению депозитно-залоговой системы. Экология экологией, однако производители понесут существенные финансовые издержки. Но это проблемы будущего. Пока участники рынка отмечают: государство выполняет все свои обязательства. Гильдия пивоваров плотно работает с концерном «Белгоспищепром»: любые проблемы обсуждаемы и решаемы. 

Впрочем, былая стагнация рынка пошла отечественным пивоварам на пользу. Они стали ближе к потребителю, скорректировали свой ассортимент под вкусовые предпочтения потребителей. И вообще стараются удивлять покупателей. 

На дне бокала

— В последние два года отношение потребителей к пиву меняется, — рассуждает Александр Кижук. — Постепенно начинает формироваться самобытная культура потребления. Классические лагеры по-прежнему занимают доминирующее положение по объемам продаж, но все больше потребителей хотят от пива чего-то нового и неожиданного. И такие гурманы в меньшей степени обращают внимание на цену. 

Высокий ценовой сегмент не очень большой, но очень маржинальный. Поэтому является крайне интересным для всех компаний. В моду вошло так называемое «авторское» пиво. В целом же новинки обеспечивают 10—15% от общего объема продаж. Поэтому ассортимент на магазинных полках разросся почти до бесконечности. Эксперты утверждают: в торговле доступно более 400 наименований. И нашего производства, и импортного. Попадается даже откровенная экзотика, например мексиканские торговые марки. 

В целом пивовары достаточно оптимистично смотрят в будущее. Только с грустью отмечают строжайшие законодательные ограничения по продвижению продукции. Да, реклама пива из СМИ окончательно не ушла. Но правовое поле практически не позволяет организовать коммуникацию в торговых точках. Поэтому на культуру пития производители при всем своем желании повлиять практически не могут. А ведь именно традиции, привычки, стереотипы играют превалирующую роль на рынке алкогольной продукции.

ПОЗИЦИЯ

Иван КОНОРАЗОВ, главный нарколог Минздрава:

— Определенные успехи в борьбе с алкоголизмом есть. Но ситуация остается достаточно сложной. В государственной программе на 2011—2015 годы были заложены две основные задачи: уменьшение потребления алкоголя на душу населения и снижение количества отравлений спиртными напитками. Прогресс есть по обоим направлениям. Но теперь задача расширилась и углубилась: для снижения негативных последствий от алкоголя необходимо изменить структуру потребления спиртных напитков. Даже Всемирная организация здравоохранения, которая вроде бы любой алкоголь признает ядом, выработала условно идеальное соотношение напитков в зависимости от крепости. На пиво должно приходиться около 50% потребления, на вино — 35%, а на крепкие — 15%. У нас в прошлом году на его долю приходилось 42,7%. К сожалению, белорусы склонны следовать скандинавским традициям: за короткий промежуток времени потребляют большое количество крепких напитков. Это — прямая опасность для здоровья, так как может произойти интоксикация организма. Несомненно, переход на легкий алкоголь не решает всех медицинских проблем, но несколько их смягчает. За свою практику мне не приходилось сталкиваться ни с одним случаем смертельного отравления пивом. 

Исключительно запретами ситуацию переломить невозможно. Как и одной пропагандой и просвещением. Таков мировой опыт. Наиболее действенные меры — разумное использование всех инструментов. В том числе и ограничение доступности алкоголя по времени продажи, местам реализации и ценовому фактору. Водочный градус в нашей стране пока слишком дешевый. Бутылка бюджетного алкоголя стоит дешевле, чем билет в кинотеатр! Необходимо с разумной динамикой, чтобы не расцвел теневой рынок, но повышать стоимость крепких напитков, разумно повышая на них акцизы. Опыт многих стран показывает, что фискальная нагрузка на водочный градус должна быть примерно в три раза выше, чем пивной или винный. Тогда возникают экономические стимулы для изменения структуры потребления и приближения ее к условно идеальной. 

Александр ЗАБЕЛЛО, председатель концерна «Белгоспищепром»:

— Пивоваренная отрасль не вызывает сегодня явного беспокойства. Последние три года она стабильно развивается. Удалось избежать резкого падения продаж, как это произошло в России, Украине, некоторых странах ЕС. Внутренний рынок стабильный и держится на уровне 45—46 литров напитка на душу населения. Несомненно, есть потенциал роста: пока структура потребления алкогольных напитков у нас кардинально отличается от европейской. Скажем, в некоторых странах Прибалтики доля пива доходит до 70% на алкогольном рынке. Нам есть куда расти. Инвесторы это понимают и проявляют интерес к нашей отрасли. 

Практически все поручения по развитию пивоваренной отрасли, которые в 2014 году дал Глава государства, мы выполнили. В этом году обеспечено положительное сальдо по экспортно-импортным операциям по пиву. Не выполненным остается поручение по установлению соотношения ставки акциза на крепкие алкогольные напитки и пиво 1:3. В настоящее время коэффициент соотношения ставок акцизов на алкогольные напитки и пиво в пересчете на абсолютный алкоголь 1,54. 

Наше пиво сегодня может успешно конкурировать даже с масштабными партиями пива, которые поставляются по импорту периодически в страну в межсезонье. Отрицательное сальдо по отрасли в целом ликвидировали еще два года назад, нарастив поставки за рубеж кваса и солода. Очень много сделано для повышения качества, наши предприятия сейчас выпускают 58 импортозамещающих сортов напитка, повысилась ценовая конкурентоспособность. В результате импорт сократился с 15 млн декалитров в 2014 году до 9 млн декалитров в прошлом. Одновременно нарастили экспортные потоки. Прежде всего, в страны Балтии, Россию, Украину. ОАО «Криница» — лидер по экспорту, восстановила работу своего московского офиса. Серьезно прибавило «Лидское пиво», очень солидно за рубежом представлено на магазинных полках в высоком ценовом сегменте. Начались поставки в Китай — это самый емкий рынок в мире. Открыли для своего продукта рынки США, Израиля, некоторых европейских стран. Объемы отгрузок пока небольшие, но в этих странах мы только начали работать. 

Производственные мощности в летний сезон загружены полностью. По году — на 75,4%: считается очень хорошим показателем для продукции с ярковыраженным сезонным спросом. Сегодня активно работаем по увеличению производства. Есть возможности войти в федеральные российские сети, но тогда необходимо выдерживать графики поставок. Иностранные инвесторы внимательно анализируют все тенденции в нашей отрасли, их заинтересованность в сотрудничестве является лучшим подтверждением положительных трендов. Серьезных проблем по развитию пивоваренных компаний нет. На правительственном уровне обсуждаем вопрос отмены обязательной маркировки напитков контрольными идентификационными знаками (КИЗ). Когда ее ввели в середине 2000-х, на рынке было много контрабандной и контрафактной продукции, тогда это решение оказалось правильным. Но время идет, рынок пива совершенно «прозрачный», наверное, мы подошли к тому, чтобы отказаться от дополнительных мер контроля. Ведь КИЗ вымывает оборотные средства, замедляет работу линий розлива, плюс издержки на администрирование. Что касается слишком строгого законодательства, которое ограничивает инструментарий по продвижению новинок в торговле, то это очень тонкий вопрос. Активно работаем с МАРТ. Планируем с Гильдией пивоваров провести социологическое исследование и по его результатам разработать компромиссные меры: чтобы учесть и общественные интересы, и дать возможность производителям повышать культуру потребления их продукции без вреда для национального здоровья.

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости