Пессимистическая комедия

Нерешенные проблемы Европейского союза
Нерешенные проблемы Европейского союза

Завтра в Вену для участия в саммите ЕС — США прилетит Джордж Буш. Накануне Европарламент принял резолюцию, в которой потребовал от Белого дома закрыть тюрьму в Гуантанамо, где без суда содержатся подозреваемые американскими спецслужбами в терроризме. Итак, Брюссель будет попрекать Вашингтон за нарушения прав человека — каких только сюжетов не увидишь в современной дипломатии! Между тем в Австрии Евросоюз рискует уподобиться притворной простушке из одноименной оперы, написанной маленьким Моцартом где–то в тех краях. Рвение европейских политиков сильно смахивает на попытку отстоять в глазах общественного мнения честь мундира, изрядно замаравшегося в скандале с секретными тюрьмами ЦРУ, фактически летающими Гуантанамо, частенько приземлявшимися в Старом Свете. И еще одно обстоятельство ослабляет позиции ЕС на переговорах: как показал состоявшийся на днях саммит глав 25 государств, европейская интеграция переживает худшие времена.

Несколько дней назад в Брюсселе собрался, пожалуй, один из самых странных саммитов Евросоюза. Высокопоставленные участники как будто давали понять: если бы не обязанность встречаться два раза в год, то они с удовольствием остались бы дома. Некоторые, к слову, почти так и поступили: глава британского кабинета министров Тони Блэр традиционному фотографированию предпочел телевизор в номере, транслирующий игру сборной Англии на чемпионате мира по футболу. ЕС переживает самый серьезный кризис за свою полувековую историю, и его руководство не находит ничего лучшего, как отложить решение острых вопросов с Евроконституцией, дальнейшим расширением и т.д.

Прошедший год посылал Евросоюзу испытание за испытанием. Французы и голландцы на референдумах провалили проект Конституции. Затем последовали теракты в Лондоне, скандалы с карикатурами на пророка Мухаммеда и секретными тюрьмами ЦРУ, погромы во французских городах. В общем, у правительств до европейских дел руки не доходили, а населению Европы до сих пор не стало ясно, как, собственно, Брюссель может решать его проблемы. Зато очевидно, как он может эти проблемы им организовать.

Восточноевропейцы, широким фронтом вступившие в ЕС, рассматриваются теми же французами как конкуренты и совершенно лишние рты в условиях, когда экономика уже много лет практически стоит на месте. Однако в мае 2004–го, когда ЕС принял 10 новых членов, никто у французов их мнения на этот счет не спрашивал, никаких референдумов не проводилось, вот они и высказались в июне 2005–го (провальный референдум о Евроконституции).

Европейцы опасаются, что их мнения не спросят и тогда, когда встанет вопрос о присоединении других претендентов на членскую карточку в элитный клуб. Очередь растянулась длинная, и, в чем главная ирония, Евросоюз немало поспособствовал ее созданию. Здесь и многочисленные бедные родственники с Балкан, и страны победивших «оранжевых революций», которым Брюссель в свое время много обещал, но, похоже, возвращать должок в обозримом будущем не собирается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter