Песня весны

Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников...

Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников. Отмечается каждый год, весной, по иудейскому календарю — в канун 15–го числа месяца Нисана. «Нисан» — вавилонское название, одного корня, что и «ницан» — «почка», «бутон».


У нас праздник Песах длится восемь дней. В этом году с 30 марта по 6 апреля. Однако начинается он, как и все еврейские праздники, накануне, с заходом солнца, когда после зажигания пасхальных свечей и вечерней молитвы еврейская семья садится за праздничный стол. Так происходит уже тысячи лет. Неудивительно, что сложился строгий порядок проведения этого вечера. Состоит он из четырнадцати частей, называется седер Песах — «пасхальный порядок» и полностью расписан в книге «Повествование о Песахе» — пасхальной Агаде. Пасхальная Агада выглядит, как строго регламентированный сценарий проведения пасхального седера. Туда включены также тексты из Торы, Талмуда и их толкования, молитвы, литургические гимны, народные песни, притчи, связанные с освобождением евреев из египетского рабства. Чтением Агады сопровождается вся пасхальная трапеза.


Первая дошедшая до нас печатная Агада датируется 1482 годом. Она появилась в Испании, единственный уцелевший ее экземпляр хранится в Национальной библиотеке Иерусалима. Первая иллюстрированная Агада вышла в 1515 году в Константинополе, к сожалению, от нее сохранились лишь две страницы.


— В дни Пасхи, — говорит раввин Григорий Абрамович, — мы вспоминаем, как наши предки были рабами в Египте, как Всевышний вывел нас из рабства и спас от рук врагов, избавил от страданий и взял себе народом. Мы выпиваем во время пасхальной трапезы четыре бокала вина, вспоминая о четырех этапах выхода из рабства. А еще мы предлагаем задать детям четыре традиционных пасхальных вопроса. То есть мы верим, что в мире есть постоянство, которое всегда граничит с новшеством. Да, мы в поисках ответов, которые не так–то просто найти, говоря и о выходе евреев из рабства более 3.000 лет назад, и о дне сегодняшнем. Но ведь тот, кто не спрашивает, вряд ли получит ответ.


На протяжении всех дней праздника в еврейских домах запрещено держать квасное и предписано есть мацу. Изготавливается она из муки и воды, главное, чтобы время от замеса до выпечки не превышало восемнадцати минут.


А в последний, седьмой день Песаха празднуется чудо рассечения вод Красного моря. Как только евреи перешли море, воды вновь сомкнулись и поглотили войско фараона. В память об этом читают отрывок из Торы, включающий «Песнь на море». Первое, что сделали евреи, перейдя через Красное море, — воспели хвалу Всевышнему за дарованное им чудо быть свободными. И эта песня помещена в Тору на вечные времена.


Именно с многовековой традицией Песаха — чтением библейской книги «Песнь Песней» — связана идея проведения единственного в Беларуси фестиваля еврейской духовной музыки, где исполняются как еврейские песни, так и псалмы, отрывки из древней пасхальной истории и музыкальные произведения XX века. В гала–концерте нынешнего VI международного фестиваля канторского искусства принимают участие разные исполнители: из Минска и Тель–Авива, из Лиды и Нью–Йорка... Они подарят своим слушателям прекрасный мир еврейской духовной музыки. И каждый, кто посетит концерт 28 марта, услышит Песнь Песней, Песнь Свободы, Песнь Весны, Песнь многовековой традиции. Вход для всех свободный. Место проведения фестиваля — Республиканский дворец ветеранов. Начало в 14.00.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter