Как эффективно бороться с безбилетниками?

Песня про зайцев

На этой неделе пассажиры минского общественного транспорта пережили маленький стресс. «Минсктранс» объявил, что валидаторы и компостеры будут блокироваться уже через 15 секунд после отъезда с остановки, — в салонах даже начали транслироваться объявления. Но от идеи решили‑таки отказаться, ведь, мягко говоря, поняли ее не все. В том числе одна из сегодняшних спорщиц, которая увидела тут определенную дискриминацию себя как пассажира. Считает, наоборот, надо бы стать лояльнее и терпимее к человеку в большом городе. Ее оппонентка проблемы не видит и вообще уверена: когда идет речь об оплате проезда, излишняя толерантность только во вред, другие‑то страны с безбилетниками не миндальничают. За чем будущее: за либерализацией или ужесточением подходов? Пусть рассудит рефери — заядлый автомобилист.


Подход — дифференцированный

Людмила ГАБАСОВА
Сказать, что «правило 15 секунд» показалось мне бредовым, — это ничего не сказать. Сразу подумала: а как в него будут вписываться мамы с коляс­ками, домохозяйки с набитыми торбами, пенсионеры с тросточками, да просто любой пассажир в час пик? Когда в салон не заходишь — буквально вбиваешься, ввинчиваешься, чувствуя себя еще одной селедкой в бочке. Навыки эквилибриста тут нужно проявить, чтобы вообще исхитриться приложить к валидатору элект­ронный проездной. А пробить талон, Виктория? Это ж сколько людей придется пораспихать в разные стороны, чтобы вовремя дотянуться до заветного компостера! Я ведь далеко не одна буду такая честная и стремительная...

Вот не пойму: что этим расчудесным предложением хотели сказать? Что мы, пассажиры, люди неблагонадежные, тайные нарушители КоАП, тянем, гады, резину, чтобы только не платить? Или это завуалированный способ расширить круг плательщиков штрафа? Его и так каждый сентябрь некоторые конт­ролеры пытаются вчинить несчастным ученикам, чьи школы с запозданием оформляют справки. Вот едет мальчик, дитя дитем, лет 12, не больше, за спиной рюкзак с учебниками — почему его называют на весь салон зайцем? Это только мы, пассажиры, видим, что он школьник, имеющий право на бесплатный проезд, а проверяющая тетя — в упор нет? Идет на принцип? Самоутверждается за счет слабого? И почему‑то это обязательно именно тетя предпенсионного возраста. Те, кто помоложе, и контролеры‑мужчины обычно к таким детям даже не подходят: все видят, все понимают. Значит, виновата не служебная инструкция, а конкретная неудовлетворенная жизнью личность.

«Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет, или озлобляет душу» (Мишель де Монтень).

Если собрать все пожелания пассажиров, то выкристаллизуется одно главное: введите дифференцированные тарифы, в зависимости от расстояния или времени проезда! С учетом сильно возросшего количества пробок первая идея мне куда больше нравится. А то можно так и простоять свои, скажем, 75 минут, изучая пейзаж за окном. Но вот платить за две остановки столько же, сколько кто‑то за весь, от и до, маршрут, не очень‑то справедливо. Это скажет вам, Вика, любой, кто вынужден считать деньги. Многие из них рано или поздно по стечению обстоятельств попадают в ряды безбилетников, но, подозреваю, не оказались бы там, если бы им предложили разумную, по карману, альтернативу. К счастью, в конце прошлого года мэр Минска Анатолий Сивак поручил проработать механизмы, позволяющие оплачивать услуги общественного транспорта по дифференцированному тарифу. Надеемся, верим и ждем. В конце концов, это нормальная мировая практика.

Может, я фантазерка‑идеалистка, но искренне верю в эффект гуманного подхода. Много раз наблюдала за зайцами, пойманными на месте правонарушения. Неправда, что они абсолютно всегда принципиальные — наглые, агрессивные, хамоватые! Очень часто картина выглядит так: лицо заливает краска, очи долу, руки трясутся, даже ростом как будто становятся меньше, настолько неловко. Заплатят штраф — и забиваются куда‑то в уголок, потому что остальные пассажиры, конечно, косятся. Таких бы я не наказывала рублем, а на первый раз просто помогала оплатить проезд, отправив к водителю за талончиком. Они не из неподдающихся. Просто люди, которых не стоит загонять. А с неподдающихся из числа идейных неплательщиков я бы три шкуры сдирала!

Как вариант, почему еще больше не снизить стоимость проездного? Чтобы пассажир видел, какую выгоду ему приносит долгосрочное планирование. Так мы воспитываем приверженность к регулярной оплате проезда. Талон же еще поди купи. Не факт, что на остановке найдется киоск, а у водителя — сдача. Вообще, разовый билет в постоянно снующем туда‑сюда мегаполисе — это уже какой‑то ана­хронизм. Годится разве что для форс‑мажоров. Ну или для случайно забредшего в общественный транспорт автомобилиста.

gabasova@sb.by

Будьте любезны!..

Виктория ПОПОВА
Давайте считать, Людмила. Ежедневные потери от безбилетников обходятся «Минсктрансу» в 40 тысяч рублей. За месяц набегает сумма, ровно необходимая на покупку нового электробуса или трех мазовских «гармошек». Вдумайтесь: заяц хвостиком махнул — и лишил нас целого автопарка наземного транспорта. Кем его считать после этого? Вы как хотите, но я буду числить по ведомству жулика и настаивать на «горчичниках», то есть высоких штрафах за безбилетный проезд.

Еще одну любопытную цифру нашла: в среднем наши контролеры выявляют за месяц 12 тысяч безбилетников, при нынешнем размере штрафа (0,5 базовой) доходы от поимки зайцев — это ж курам на смех, едва‑едва хватит на содержание контролеров, в столице их 360 человек. Штрафы покрывают какой‑то мизер — 10 процентов потерь. А каждый некупленный новый троллейбус, автобус или трамвай в растущем городе‑миллионнике — это ж катастрофа для его жителей. Так что логика «Минсктранса» — искать и находить новые способы «щемить» безбилетников — мне абсолютно близка. Чем большему количеству нарушителей привьют хорошую привычку оплачивать проезд, тем скорее придем к модным бесконтактным и дифференцированным способам оплаты. Оплачивать банковской карточкой проезд — это удобно, тут не поспоришь.

«Исключения подтверждают правило и съедают бюджет» (Закон Миллера).

Всякий раз, возвращаясь в Минск из путешествий или командировок, не могу не отметить: а) низкую стоимость проезда в общественном транспорте, б) оснащенность остановок электронными табло, в) точное расписание. Вспоминаю, как в мае в Тель‑Авиве ждала под палящим солнцем нужный автобус 50 минут, хотя транспортное приложение обещало уже как минимум три таких рейса. А в Лиссабоне на окраине не дождалась автобуса вовсе, он просто не приехал, и местные жители пожимали плечами: «Да, так часто у нас бывает. Возьмите такси». Для сравнения: в Минске с окраины до центра добираюсь элегантным автобусом и метро в час пик всего за 50 минут, никаких ожиданий и обмороков на остановках, только точность, освежающие кондиционеры и бодрящий тонус мегаполиса. В основе моих наблюдений жизненная опытность, поверьте, наш город один из самых продвинутых по части наземного транспорта.

Время от времени, конечно, невозможно протолкнуться в нужный автобус: пассажиры скапливаются у двери, чтобы высматривать по ходу движения контролеров и выскакивать на следующей остановке, как малолетки, не оплатив проезд. Вы говорите, на вашем маршруте воришки сплошь интеллигентные, краснеют и взор потупляют? В Сухарево зайцы другие, азартные и знатно фордыбачатся: и в окна убегают, демонстрируя всему миру цвет своих панталон, и газовыми баллончиками в сотрудников «Минсктранса» могут пшикнуть. Есть среди безбилетников и вполне себе обеспеченные граждане, которые не платят за проезд из неведомого мне принципа. Давно установлено, что чаще всего в супермаркетах всякие чипсы тырят именно богатые люди. Я так понимаю, что болезнь распространяется и на общественный транспорт: вроде как не царское дело обилечиваться. Для такого типа людей и сумма штрафа в 12 рублей 75 копеек совсем несущественна, вы не думаете?

Докладывают с мест: после того как конт­ролеры стали тормозить автобусы и троллейбусы не только на остановках, а по ходу движения, зайцев стало меньше, продажи билетов увеличились почти на 10 процентов. Ура, есть эффект, и его закрепить хочется. Самый лучший способ стимуляции условных рефлексов, вы прекрасно знаете, Людмила, — это деньги. Если повысить сумму штрафа с 12 рублей до 400, как в том же Лиссабоне, Париже или Берлине, мне кажется, количество зайцев сократится еще резче. Другое дело, что наши транспортники все‑таки с человеческим лицом и радикальных мер никогда не предпринимают, да и на петиции граждан чутко реагируют. Вот бы и мы так же прислушивались к элементарной норме: оплата проезда — обязанность пассажира.

viki@sb.by

Брейк!

Не стану скрывать, мне ближе позиция Виктории: наказание за безбилетный проезд должно быть жестким и неотвратимым. Потому что зайцы залезают в карман каждого законопослушного пассажира: это за наши деньги они катаются в транспорте, который обслуживается и ремонтируется за счет выручки, полученной перевозчиками. Спроси любого из нарушителей — вряд ли кто из них захочет проехаться в разбитом дребезжащем троллейбусе, но вот скидываться на содержание парка машин они не спешат. Караться, на мой взгляд, должен этот самый городской эгоизм, когда человек не стесняется пользоваться общими благами, но не желает их оплатить. Представьте поселившегося у вас квартиранта, который немилосердно льет воду и жжет элект­ричество, но упорно отказывается оплачивать свою долю коммунальных расходов. Долго бы его терпели? А безбилетников мы почему‑то терпим, да еще бросаемся их защищать, когда такого по сути воришку прижмут контролеры.

Другое дело, что в стране появился гуманный тренд на профилактические подходы, когда в случае административного правонарушения вместо наказания достаточно предупреждения. Так что в этом соглашусь и с Людмилой: показательного разговора с общественным осуждением и занесением в базу зайцев могло бы быть достаточно. Для первого раза. А вот дальше — по суровым Викиным рецептам.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter