Песня про столичных “зайцев”

Вполне вероятно, что в ней прибавится минорных аккордов... В принципе безбилетники были всегда. Но в советские времена, когда все вокруг было колхозное, то бишь мое, на эту проблему внимания особенно не обращали, ведь много было иных, глобальных. Другое дело сегодня, когда рыночные отношения активно вторгаются в нашу жизнь. Нынче вопрос, кто должен за что платить, приходится слышать на каждом шагу.

Транспортные средства, как известно, имеют особенность изнашиваться, автобусы, троллейбусы нужно ремонтировать, покупать запчасти, горюче-смазочные материалы. Государство выделяет на это средства, но часть расходов предусмотрено покрывать и за счет наших сбережений. То есть, оплачивая проезд, мы помогаем поддерживать тран-спорт в рабочем и, самое главное, безопасном состоянии.
В последнее время только в Минске ежегодно за безбилетный проезд штрафуют десятки тысяч человек, а сумма штрафных санкций составляет сотни миллионов рублей.
В этом году число выявленных нарушителей выросло: за шесть месяцев оштрафовано 39,2 тысячи безбилетников, что в 2 раза превышает “урожай” аналогичного периода прошлого года. Общая сумма штрафных санкций составила 305 млн рублей, что в 1,1 раза больше. Штраф, кстати, сейчас составляет 0,2 базовой величины. Рост выявленных нарушений напрямую связан с усилением контрольной деятельности в коммунальном пассажирском транспорте. Сегодня уже во многих трамваях, автобусах и троллейбусах появились кондукторы-ревизоры, которые активно предлагают пассажирам оплатить проезд.
По мнению начальника отдела контроля городских перевозок филиала агентства КУП “Минсктранс” Анатолия Демидовича, контролеров сейчас работает достаточно, 80 процентов из них — женщины. Контроль они осуществляют полноценный, дающий большой экономический эффект.
Сильны духом наши женщины, но все же их легко обидеть. Сама была свидетелем, как здоровый детина толкнул даму, которая пыталась оштрафовать нарушителя. А коллега рассказывала, что парень, выйдя из автобуса, подтянулся и через открытое окно плюнул в лицо женщине-контролеру. Но более страшных случаев, к счастью, не было. “С такими “шалостями” разбираются правоохранительные органы, — говорит Анатолий Демидович. — А вообще я считаю, что человек должен выполнять свой гражданский долг и четко следовать правилам пользования пассажирским транспортом, выписка из которых имеется в каждой подвижной единице, и тогда никаких конфликтных ситуаций не возникнет”.
Еще несколько лет тому назад контролерами любили “подрабатывать” некоторые предприимчивые граждане. Нацепил на рукав красную повязку, взял в руку старое портмоне, в котором якобы находится удостоверение, и — вперед, ловить пугливых “зайцев”. Ведь человеку, который нарушил правила пользования общественным транспортом, недосуг уточнять личность “контролера”. Но это дела минувших дней. Сейчас проверяющий товарищ появляется в салоне в сине-желтой униформе, с бэджиком на груди, где четко обозначено, что он законный представитель славного племени контролеров. Уже сам вид проверяющего лица настраивает на уважительное к нему отношение.
Однако продолжим нашу песню про “зайцев”. Мы попросили психолога Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Жанну Мицкевич нарисовать психологический портрет безбилетника. Оказывается, некоторые пассажиры просто отключаются в транспорте: контролер может “теребить” человека, а тот не понимает, что от него хотят. Человек задумался и полностью находится в своих мыслях. Многие экономят на проезде. Отсюда, к примеру, бабушки-нарушительницы, для которых скаредность становится чертой характера. Часть безбилетников — это рисковые по своей натуре люди, которые любым образом получают “порцию адреналина”. Ну, и четвертая группа —  те, кто принципиально игнорирует законы.
Недавно видела, как нарушителя первой категории “поймали в капкан”. Безбилетница не успела ничего сказать, а контролирующая дама сразу прочитала мораль, мол, не надо говорить, что жизнь тяжелая, 500 рублей на талончик всегда можно найти. И действительно, если задуматься, соизмерима ли экономия в 250—500 рублей с испытанным нервным потрясением?
Нелишне напомнить, что городские и пригородные пассажирские перевозки примерно на треть дотируются из бюджета. Право на льготный (бесплатный или 50-процентный) проезд имеют 23 категории пассажиров. Так что оплата за проезд становится уже нравственной категорией. Но ситуация меняется. С упорядочением льгот в нашей стране (а это должно произойти к новому году) количество тех, кто катается бесплатно или за полцены, резко сократится. Да и транспортники работают над внедрением более эффективных контролирующе-карательных мер. К примеру, специалисты агентства по распространению билетной продукции КУП “Минсктранс” разработали новую систему “воспитания” для нарушителей правил проезда в городском пассажирском транспорте.
По словам Анатолия Демидовича, нововведение направлено на усиление административной ответственности безбилетных пассажиров и носит накопительный характер. Что имеется в виду? За неоднократное нарушение правил проезда или провоза багажа к пассажиру будут применяться более жесткие меры — штраф в большем размере, общественные работы и другие меры ответственности.
Если эти предложения станут реальностью, то “зайцам” будет не до песен...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter