Песня о Главном

Проспект Скорины хранит немало загадок.
Проспект Скорины хранит немало загадок

Несколько лет назад довелось беседовать со старейшим строителем Минска Федором Кротом. Долго рассказывал он о том, какими трудами, физическими и душевными силами возводился главный проспект города и страны. А на прощание спросил: "Теперь вы понимаете, деточка, что это самая прекрасная улица на свете?.."

Теперь не я одна понимаю. Факт архитектурной неповторимости, значимости и цельности бывшего Сталинского, после Ленинского, ныне - проспекта Франциска Скорины общепризнан. Проспект находится под охраной государства. Его уникальность оценили и международные эксперты, которые работали в Беларуси в конце прошлого года. Ансамбль проспекта включен в номинанты на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Безусловно, все мы заинтересованы в том, чтобы мировой "Список списков" пополнился еще одним белорусским объектом. Тем более что в своем роде - архитектурных ансамблей минувшего века - он будет единственным. Впрочем, для начала стоит разобраться в себе: судя по некоторым коллизиям из жизни проспекта, мы не слишком-то осознаем его уникальность.

Архитектор-реставратор Вадим Глинник, научный руководитель проспекта Скорины, изучает его много лет. И не устает удивляться тому, сколько гениальных идей нашло воплощение когда-то в этом самом социалистическом из всех проспектов. И тому, сколько из них уже успело похоронить время. Но! И в этом "но" - главная особенность и сложность сохранения проспекта как памятника. Ведь это не замерший во времени дворец или замок. Это живая городская артерия, причем одна из жизнеобразующих. И соблюдать всю строгость положенных охранных мероприятий все равно, что скомандовать времени: "На месте замри! Раз-два!" Без вольного этого проспекта и город - не город, и столица - не столица. И у этой роли свои жанровые признаки: все больше машин, все больше людей, все больше магазинов, рекламы и всего того, из чего состоит большой город. Но что так диссонирует с образом исторического памятника в охранной "заморозке".

- Когда строился проспект, в Минске жило чуть больше 300 тысяч человек, - рассказывает Вадим Васильевич, - а сейчас 2 миллиона. Это уже мегаполис европейского масштаба. Внутригородские миграции усиливают нагрузки на весь город и на проспект. Большинство горожан немного припомнят дней, когда не бывали по служебной или иной надобности на проспекте - хотя бы проездом. Появилось множество проблем, которых не было прежде: выхлопные газы резко ухудшают поверхность зданий, да и вибрация от метрополитена, что бы ни говорили, методично "изнашивает" дома.

Конфликт времени и места

После войны Минск отстраивали как идеальный социалистический город. И задачу эту, к слову, выполнили блестяще. По большому счету, проспект рассчитывался на горожан не слишком-то привередливых. Скорее, даже аскетичных. Социальная инфраструктура там практически не предусматривалась. Задачи в ту пору были другие. Проспект обслуживал не население - он обслуживал государство. Нынче все по-другому. И за сегодняшними требованиями "проспект-мемориал", мягко говоря, не во всем поспевает. На многих отрезках он "закрыт" от города глухим первым этажом - либо жилым, либо офисным, высоким цоколем. Первые этажи главной городской улицы мало приспособлены для коммерциализации. А современный город, он ведь каждым сантиметром должен "цеплять", захватывать горожанина, тем более - туриста. И несколько кряду огромных зданий без инфраструктуры обслуживания - кафе, магазинов, кондитерских - это уже большая мертвая зона, лишающая этот фрагмент нормальной суетной жизни центра мегаполиса. "Как адаптировать идеальную форму социалистического проспекта к несоциалистическому образу жизни?" - этот вопрос давно уже заботит и городские архитектурные службы, и тех, кто осуществляет надзор за проспектом как за архитектурным памятником.

- Такой вот конфликт времени и места: первый этаж должен работать - на благо городу и людям, а историческая форма этого не предусматривает, - говорит Вадим Глинник. - Есть несколько вариантов решения. Самый простой: табличка "музей" и вход по пропускам. Тогда мы точно сохраним проспект в первозданном виде для потомков. Но что станет с городом? Я представляю самую консервативную профессию. Задача архитектора-реставратора - хранить наследие. И точка. Но тем не менее понимаю: нормально сохранить можно, только "не выбросив" из жизни. Потому компромисс ищем постоянно. Уже есть немало примеров, когда жилые помещения первых этажей превращены в общественные: магазины, кафе. Так будет и дальше. И тут уже важнее задумываться о том, насколько уместны и логичны принимаемые реконструкционные решения. Проспект - лицо города. Большого европейского города. И здесь не должно быть временщизны. И когда инвестор затевает реконструкцию, город вправе диктовать условия. Если использовать стройматериалы - то предельно качественные. А если кому-то не по карману содержать здание на таком уровне, есть другие варианты - на окраинах или в пригороде. Особая проблема, с которой мы сталкиваемся, - агрессивность рекламы. Многие инвесторы, которые приходят на проспект, не осознают его ценности. И у них свои, вполне понятные условия - реклама побольше, позаметнее. А это уже меняет исторический характер городского центра. При таких тенденциях Минск станет похож на Нью-Йорк или Шанхай. Мы ведь должны думать о том, что проспект - это потенциал культурного и туристического развития города. Потенциал, еще толком не востребованный.

Оконная какофония

За свой не слишком долгий (если сравнивать с другими архитектурными памятниками) век проспект знавал уже немало неудачных реконструкционных решений. Еще лет десять назад к нему не испытывали пиетета: обычные дома, которые стареют и нуждаются в ремонте. Об уникальном градостроительном ансамбле, тем паче о целостности его восприятия, речи не велось. Потому сейчас имеем то, что имеем: "веселенькие" цвета стен и разнокалиберные стеклопакеты вперемешку со старыми рамами.

- В основе архитектурных образов проспекта лежит классическая архитектура ренессансных итальянских городов и российских городов эпохи классицизма. Но если в Италии строили в основном из камня, то в послевоенном Минске такого позволить себе не могли: камень привозили для строительства в незначительных количествах и использовали для отделки цокольных этажей наиболее важных административных зданий - Комитета госбезопасности, Нацбанка, ГУМа и некоторых других. Для прочих поверхностей придумали так называемую каменную штукатурку - в строительные растворы добавлялись измельченные природные камни - от гранита до слюды и шпатов. Получалась декоративная поверхность, по фактуре похожая на натуральный камень. Она искрилась и переливалась в солнечные дни. Но время работает не на нас: городские выхлопы с дождями и грязью оседали на фасадах. Просто помыть их не додумались. Их стали закрашивать. Сейчас штукатурка сохранилась лишь на некоторых домах проспекта. Но и эти отвоевать, чтобы не закрашивали, нам стоило большого труда. Мы реконструировали технологию, составы. Впервые отработали это на арке в парке Горького. Получилось неплохо. Только через пару лет реставраторские усилия почти полностью закрасили. К сожалению, это случается часто. Когда одна рука не знает, что делает другая: потратиться на реставрацию, затем перечеркнуть ее простой малярной кистью. Впрочем, хочется надеяться, что постепенно, в процессе рабочих ремонтов, проспекту удастся вернуть первозданную, более благородную охристую и жемчужно-серую гамму. А вот с окнами - здесь пока единого решения нет. Вселяясь в квартиру на проспекте, жильцы подписывают охранные обязательства. Есть даже регламентация цвета и формы стеклопакетов, которые разрешено устанавливать со стороны проспекта. Но материалы используются разные. И получается все равно какофония. В идеале давно уже ЖРЭУ должны заказать типовые образцы заполнения проемов на проспекте и разрешать только варианты из возможных. Или же отселять здание и ставить его на капремонт целиком, как это делают в Германии, например. Правда, последний вариант городу явно пока не по карману.

Разговор о проблемах главного городского проспекта - тема без конца. Мало ли недугов у памятника, протяженность которого более 2 километров. Только разговорами, даже очень вдохновенными, едва ли можно их лечить.

- Нужна республиканская программа по сохранению, реставрации и рациональному использованию ансамбля проспекта, - считает Вадим Глинник. - Программа с четкой регламентацией: что необходимо сохранить неизменным, что возможно изменить, а какие составные части вообще удалить как мешающие. Программа с четким планом действий, реализуя которую, мы должны получить объект, готовый к включению в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Это ведь не только престижно - это еще и финансы, обучение специалистов, кредиты, техника, инвестиции. Да и просто - туристы. Ведь очень многие из них сейчас ездят именно по местам из Списка всемирного наследия - как наиболее ценным из того, что в мире стоит посмотреть...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter